Однако услуги они оказывают далеко не всегда или же не в полном объёме.
Проблем в городской коммуналке много. Но в последние месяцы ситуация медленно меняется к лучшему. Надо отдать должное новым руководителям краевого центра. Они не сидят сложа руки, пытаются навести в городе порядок. В конце прошлого года был создан наблюдательный совет за деятельностью ООО «УЖКХ». Чем он занимается, какие задачи перед собой ставит, можно ли с его помощью сделать управление жилищно-коммунального хозяйства эффективной структурой?
Об этом и о многом другом наш корреспондент беседует с председателем наблюдательного совета ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» Константином БРЫЗГИНЫМ.
Деньги на крыше
- Константин Викторович, для чего был создан наблюдательный совет за деятельностью ООО «УЖКХ»?
- Систему управления компании надо было оптимизировать. И мы это сделали при помощи наблюдательного совета. ООО «УЖКХ» – крупное по камчатским меркам предприятие. В настоящий момент под его управлением находится более 1 300 домов.
Совет, в который входят представители учредителя, администрации городского округа и самого УЖКХ, определяет основные направления деятельности коммунального предприятия и координирует их. Мы утверждаем бизнес-план, в соответствии с которым организация зарабатывает и расходует средства. Под контролем нашего коллегиального органа находится вся финансовая деятельность компании. Так что какие-либо манипуляции со средствами населения исключены.
Добавлю, что наблюдательный совет утверждает кандидатуру гендиректора УЖКХ и отслеживает процедуру заключения договоров с подрядчиками. Если раньше директор мог заключать договоры самостоятельно, то теперь он сможет сделать это только по согласованию с нами. Наша задача – организовать деятельность УЖКХ таким образом, чтобы она была максимально понятной и открытой для жителей города.
- Минувшей осенью президент и премьер-министр нашей страны много говорили о необходимости реформирования коммунальной сферы. Нововведения в УЖКХ Петропавловска как-то связаны с инициативами руководителей государства?
- Отчасти, наверное, связаны. Но если говорить откровенно, мы начали наводить порядок в коммуналке не прошлой осенью, а раньше. После того как сменилось руководство в администрации краевого центра.
- Большинство жителей Петропавловска традиционно относятся к УЖКХ с недоверием. Вам как председателю наблюдательного совета довелось узнать деятельность этой организации, что называется, изнутри. Какое впечатление о работе предприятия у вас сложилось?
- Могу сказать, что в УЖКХ существовала достаточно громоздкая и мало управляемая структура аппарата. Контроль за деятельностью подрядных организаций был слабым. Поэтому и услуги гражданам оказывались не в полном объёме. По нормативам подрядчик, заключивший договор, например, на санитарное обслуживание дома, должен три раза в неделю подмести двор, два раза убрать в подъезде. В реальности же обязательства выполнялись далеко не всегда. Потому что контроль был недостаточным.
Приведу другой пример. Существует такая графа в платёжке – текущий ремонт. Он включает в себя и ремонт крыши, и замену канализационных вентилей. Но крышу залить – проще. А деньги за это платят хорошие. Поэтому подрядчики предпочитали заниматься кровлями даже тогда, когда в этом не было необходимости. Туда и уходили деньги, а на ремонт канализации средств не хватало.
- Столкнулись ли вы с какими-то вопиющими нарушениями в работе коммунальщиков, которые даже вас удивили?
- Меня удивило, что всем сотрудникам компании можно было ездить на такси. И эти поездки оплачивались за счёт предприятия… То, что не велась работа по дебиторской задолженности населения, – тоже довольно странно. После создания ООО «УЖКХ» число должников продолжало расти.
Премия – это роскошь
- За время работы наблюдательного совета многое удалось изменить?
- Прежде всего, как я уже говорил, мы оптимизировали систему управления компании, регламентировали её финансовую деятельность. Утвердили план, по которому будет действовать гендиректор. Теперь руководитель предприятия не сможет самостоятельно распоряжаться денежными ресурсами вне рамок утверждённого бизнес-плана. Раньше этого не было, поэтому деньги порой использовались нерационально.
Кстати, фонд оплаты труда в ООО «УЖКХ» мы уменьшили на 10 миллионов рублей в год за счёт сокращения размера премий. Теперь каждому сотруднику премия будет выплачиваться соразмерно результату его работы. Мы посчитали, что при убыточности и социальной направленности предприятия получать премии по любому поводу – роскошь.
Наблюдательный совет утвердил положение по проведению закупок. Все закупки теперь будут проводиться строго по конкурсу или на аукционе. Это касается и заключения договоров с подрядчиками.
Особое внимание мы уделили работе сотрудников ЖЭУ с населением. На каждом участке теперь будет находиться специалист по работе с обращениями граждан. Все помнят, как раньше техники общались с людьми: разговаривали на повышенных тонах, порой просто грубили. Мы эту практику искореним. К слову, чтобы подать жалобу на сотрудников коммунальной службы, не обязательно будет даже идти в ЖЭУ. Информацию можно будет оставить на нашем сайте. И жалоба не затеряется.
- Когда граждане на себе ощутят перемены к лучшему?
- Я думаю, что в какой-то степени они их уже ощутили. Но это только начало. В ближайшие месяцы во всех домах, на счетах у которых есть деньги на текущий ремонт, будут проводиться опросы граждан – какие конкретно работы нужно провести. Как только граждане утвердят планы работ, специалисты займутся ремонтом. А мы проконтролируем, чтобы делали его качественно. В этом отношении мы надеемся и на помощь граждан. Все ваши сигналы о ненадлежащем исполнении подрядчиками своих обязанностей мы будем отслеживать.
Продолжится установка общедомовых приборов учёта. Это, по нашим расчётам, приведет к экономии средств и гражданами, и компанией.
В подъездах появятся специальные таблички, на которых мы станем размещать важную и полезную для жильцов информацию. У каждого подъезда будет установлена урна.
ООО «УЖКХ» станет более открытым. В диспетчерской мы установим многоканальный телефон, на который всегда можно будет дозвониться. Это произойдёт в течение ближайших месяцев. Мы сделаем всё, от нас зависящее, чтобы восстановить доверие граждан к коммунальщикам. Добиться этого будет не просто, но мы, я уверен, справимся.
- Спасибо за беседу, Константин Викторович. У меня остался один вопрос. Если человек столкнулся с хамством со стороны коммунальщиков, с невыполнением ими своих обязательств – куда ему обращаться?
- Я бы рекомендовал звонить в единую дежурно-диспетчерскую службу городского округа по телефонам: 235-300 (301; 302; 303; 304; 305) или специалисту по контролю за обращениями граждан ООО «УЖКХ» по телефону 300-592. Можно также оставить информацию на нашем сайте. А в скором времени мы откроем приёмную наблюдательного совета ООО «УЖКХ». Обращаться можно будет в неё. Информация о местонахождении приёмной и о режиме её работы будет обязательно доведена до сведения граждан.