Дорожники уже приступили к традиционному ямочному ремонту на самых сложных участках дорог, которым не удалось пережить зиму. И сегодня состояние дорог, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем на Камчатке.
О том, кто отвечает за качество укладываемого асфальта, работах на проблемных участках, а также борьбе с выросшим числом автоаварий, рассказал министр транспорта и дорожного строительства региона Александр Сафонов.
Весенние метаморфозы
– Александр Сергеевич, вы в должности министра без малого два года. Какие промежуточные итоги можете подвести?
– Самое главное – удалось удержать обороты, которые краевой минтранс набирал долгие годы в части реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», инициированного Президентом страны Владимиром Путиным. Он показал свою эффективность и по поручению главы государства был продлён до 2030 года. И благодаря поддержке федерального центра в регионе реализуется множество важных и нужных проектов.
Так, строительство дороги до Халактырского пляжа идёт в рамках специального казначейского кредита – этот финансовый инструмент был доведён до субъектов в 2023 году. Кроме того, мы планируем провести конкурсную процедуру и в 2025 году приступить к реализации долгожданного объекта – строительству объездной дороги от ТЭЦ-1 до ТЭЦ-2, которая соединит ЖБФ и СРВ с основной частью города.
Также за время работы удалось вывести на новый уровень ряд подведомственных организаций, например «ДРСУ». Сейчас государственное предприятие уверенно работает на рынке дорожного строительства, закупает новую технику, набирает новых людей. Многие знают, что именно «ДРСУ» занимается строительством дороги до Тихого океана. Я думаю, если заказы будут поступать и дальше, и организация будет их успешно реализовывать, то мы выйдем на новый качественный уровень, и госорганизация будет неким флагманом, задающим определённый ритм в качестве строительства и ремонта дорог.
– Весной камчатцы традиционно шутят о том, что вместе со снегом растаял и асфальт. Как оцениваете состояние дорог на данный момент?
– Отчасти я согласен с жителями, но на самом деле, это явление присуще не только Камчатке – весенние метаморфозы на дорогах происходят во всех уголках нашей большой страны. Это связано, прежде всего, с большим количеством снега, частыми переходами температуры воздуха через нулевую отметку туда – обратно, что критически сказывается на материалах и их целостности. Мы с этим активно боремся. Так, с апреля до середины мая традиционно проводится ямочный ремонт, который позволяет привести в порядок дороги всех уровней. И сегодня на самых проблемных участках в краевой столице ямочный ремонт уже стартовал.
Претензии к качеству
– Вы часто выезжаете «в поле», чтобы оценить качество дорог?
– Да, я бы это уже назвал профессиональной деформацией, потому что порой до смешного доходит. И я, и моя супруга – автолюбители. Я крайне редко пользуюсь служебным транспортом, предпочитаю ездить сам за рулём. И, конечно же, внимательно слежу за дорогами и за каждую яму переживаю, сразу звоню напрямую заказчикам или подрядчикам с замечаниями. Кроме того, во время отпуска или на выходных часто езжу на свою малую родину – в Мильково. И когда зимой, например, попадаю в пургу, вижу, что трасса не расчищена или расчищена плохо, как только по пути появляется сотовая связь, звоню мастеру участка сообщить, что кто-то где-то у него проспал. Считаю, что это нормально. Мне важно ощущать, что я держу всё в своих руках, но, к сожалению, не всегда получается в силу объективных причин. Ведь в ремонте и содержании дорог задействовано большое количество людей, и у каждого из них свои полномочия. Мне нравится, как работают подрядчики на краевых дорогах, они адекватно воспринимают критику и стараются оперативно реагировать на замечания.
К концу 2024 года не менее 85 % дорог Петропавловска и 50 % краевых дорог должны быть приведены в нормативное состояние.
– Много ли участков, на которых проблемы возникают именно по вине подрядчиков?
– Безусловно, такие есть. У нас в городе достаточно много было объектов, особенно в начале реализации нацпроекта, где подрядчики совершали ошибки, к ним были вопросы в части качества выполненных работ. Именно поэтому они за свой счёт устраняют эти ошибки в рамках гарантийных обязательств. А гарантия на покрытие составляет от трёх до шести лет, в зависимости от участков. Минтранс ведёт большую работу в части претензий к качеству построенных или отремонтированных объектов. Я придерживаюсь выражения «нормально делай – нормально будет» – и всех заказчиков призываю за этим следить. Конечно, есть и спорные моменты, например, участок на улице Ларина. И вроде вины подрядчика нет, который там верхний слой асфальтобетона укладывал, так как разрушение пошло из-за основания дорожного полотна, и в то же время участок дороги получился, мягко говоря, с дефектом. Недавно там прошло выездное совещание с губернатором Владимиром Солодовым, и было принято решение о том, что будем переделывать с заменой основания и переукладкой сетей. Надеюсь, в этом году мы этот проблемный участок победим.
– Но ведь это не единственный проблемный участок? Какая ситуация в других районах города?
– В этом году в рамках нацпроекта БКД предусмотрен ремонт 12 участков автомобильных дорог местного значения общей протяжённостью около 15 км. Среди них и проблемные участки – на въезде в микрорайон Завойко, Восточное шоссе, по ул. Степной. Кроме того, собственник федеральной дороги Морпорт – Аэропорт планирует капитальный ремонт дороги, расположенной в черте города: от Морпорта через ул. Высотную, кольцо Хлебозавода, ул. Королёва к Северо-Восточному шоссе. Работы поделены на два этапа: участок от 0 до 8 км и от 8 до 13 км, и уже в этом году подрядчик приступит к реализации первого этапа.
Работать на совесть
– Несмотря на проблемные участки, дороги в регионе за последние годы преобразились в лучшую сторону, и задача нацпроекта, в том числе снизить количество ДТП. Но многие водители «дорвались» до трасс без ям и стали превышать скорость. Что делается для повышения дисциплины автолюбителей?
– Действительно, в 2023 году количество ДТП увеличилось, выросло и число погибших и пострадавших в автоавариях. Но не думаю, что это связано с качеством дорог, скорее, социальная среда определяет быт. И подобный всплеск аварий наблюдался во многих регионах страны. На участках дорог, где фиксируется наибольшее число происшествий, будут установлены комплексы фото-, видеофиксации, барьерные ограждения, дополнительное освещение. Отмечу, что по итогам 2023 года в крае установлено 11 комплексов фото-, видеофиксации, что, надеюсь, позволит сократить количество ДТП и, особенно, их тяжесть. В 2024 году планируется к установке пять таких комплексов. На отдельных транспортных узлах планируются работы по изменению проекта организации дорожного движения.
В прошлом году на 36 км трассы Петропавловск – Мильково, недалеко от поворота на посёлок Раздольный, произошло резонансное ДТП, в котором погибли пять человек. На этом участке также будет установлен комплекс фото-, видеофиксации, и планируется разместить опоры освещения. Сейчас собственник дороги рассматривает возможность установки осевого барьерного ограждения на отдельных участках. В своё время у нас была проблемной трасса Морпорт – Аэропорт, пока она не претерпела капитальный ремонт, в ходе которого было установлено барьерное ограждение, разделяющее встречные потоки. Благодаря этому число тяжких ДТП на трассе значительно снизилось.
Кроме того, в этом году в крае появились проекционные пешеходные переходы, которые хорошо себя зарекомендовали, особенно в зимний период, когда разметку не видно из-за снега на дорогах. В этом году дополнительная проекционная разметка будет установлена в краевом центре и Елизовском районе.
– Многие жители Петропавловска ожидают ввода в эксплуатацию проезда от Ларина до Королёва. Какие работы запланированы на этом участке?
– Сегодня этот участок дороги функционирует, но фактически проезд остаётся техническим, официально в эксплуатацию он не введён, как и участок, примыкающий к федеральной трассе от проспекта Рыбаков. Все жители города видели, что там подрядчик приступал к работам, сделал котлованы, должен был обустроить полосы разгона и торможения, уложить асфальтобетон с переносом инженерных сетей. Но у подрядчика возникли проблемы с оборотными средствами, сейчас он находится на стадии банкротства, и заказчик разрывает с ним госконтракт. Понимая всю остроту ситуации, готовимся определять новую подрядную организацию, которая отнесётся к этому объекту по совести, заключать новый контракт, и если потребуется, изыщем дополнительные средства. Надеюсь, что примыканием займёмся уже в этом году.
А вот ситуация на участке по улице Ларина намного сложнее, так как при проектировании были допущены ошибки и теперь требуется перепроектирование, после чего необходимо будет заново пройти все экспертизы. Думаю, в 2025-2026 годах всё-таки вопрос с этим участком закроем. Я сам активно пользуюсь этой дорогой и, как никто, понимаю всю остроту проблемы. К сожалению, не всегда бывает просто, потому что проектные решения требуют особого внимания в части инженерных сетей и прочего, требуют достаточных вливаний бюджетных средств, которых не всегда достаточно на те или иные мероприятия. Тем не менее мы пытаемся сделать всё, что в наших силах, чтобы порадовать камчатцев.