Капитан плавбазы «Виктор Гаврилов» рыболовецкого колхоза им. Ленина Сергей Пешков, пока его судно стояло в порту, рассказал корреспонденту «АиФ-Камчатка» о труде рыбака, главная награда для которого — возвращение на родной берег.
Четыре месяца
Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: Сергей Николаевич, расскажите немного о себе. Ваша работа в море — мечта детства?
Сергей Пешков: Я родился и вырос на Урале, там нет моря. Только большие реки. Там окончил речное училище, несколько лет проработал на круизном судне, а потом, после службы в армии, романтика потянула к дальним берегам, поэтому оказался на Камчатке. В Петропавловске окончил мореходное училище по специальности «судовождение», работая при этом в колхозе имени Ленина. Здесь и остался, уже 20 лет прошло с тех пор. Менялось только направление деятельности: работал на среднем флоте, потом перешёл в крупнотоннажный. Год назад предложили возглавить плавбазу «Виктор Гаврилов»…
– Ваше судно — самое большое во флоте колхоза. Что оно из себя представляет?
– «Виктор Гаврилов» построен в 1990 году, раньше это судно называлось «Камчатский шельф», но в 2010 году было переименован в память о капитане, который всю жизнь проработал на благо нашего колхоза. Главная задача — приёмка и обработка сырца. Всё это происходит в море: к нам подходят суда малого флота, и мы у них принимаем донно-пищевую рыбу, в основном камбалу и минтай. А в лососёвую путину — лососёвые виды рыб. Всё это обрабатываем, морозим, и дальше эта продукция идёт в порты Приморья, Камчатки и т. д.
– Как долго длятся ваши рейсы?
– В основном, наши рейсы проходят в Охотском море и длятся около четырёх месяцев. Но бывает, что мы и раньше заходим в порт, как, например, в этом апреле. Это делается для того, чтобы экипаж, как говорится, почувствовал берег и эмоционально разгрузился. Ну и для выгрузки продукции, конечно.
Курс молодого бойца
– В связи с трагическими событиями, связанными с крушением траулера «Дальний Восток», стали ещё больше говорить о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе в море. На вашем судне как это происходит?
– Каков состав экипажа и часто ли приходится менять команду?
– По штату на судне 128 человек, из них 16 — женщины. Больше половины экипажа — матросы, очень много приезжих ребят. Они заключают контракт и прилетают работать на Камчатку. Средний возраст моих подчинённых довольно молодой — 30—35 лет, поэтому им важно, несмотря на тяжёлый физический труд и довольно длительные рейсы, и получать хорошую зарплату, и иметь все социальные гарантии. Кстати, у нас стать матросом может далеко не каждый желающий, для этого нужно иметь квалификационные документы. Почти все ребята приходят к нам после курсов, которые организовывает учебно-производственный комбинат, это такой своеобразный курс молодого бойца для начинающего моряка. И только после получения теоретических знаний они приступают к практике на судне.
– Как личный состав отдыхает во время длительных рейсов?
– Работа матроса непростая, смена длится восемь часов, и проводят её на ногах, поэтому основное желание — выспаться в свободное время. А так стараемся, конечно, чтобы личный состав не скучал: есть у нас и спутниковое телевидение, почти у всех ноутбуки… В мою молодость таких благ цивилизации на судне не было. Помню, поставят нам кинопроектор — и все сидят, смотрят один фильм. А сегодня рыбакам всё-таки веселее в свободное от работы время, чем нам когда-то.
Рыбы хватит всем
– Работа в море тяжела не только физически, но и эмоционально: замкнутое пространство, суровые законы мужского коллектива, длительная разлука с родными... Кому, по-вашему, даже не стоит пытаться идти в рыбаки?
– Ваш нынешний рейс ещё не окончен. Но какие-то его итоги уже можете подвести?
– Всё проходит в штатном режиме, работаем спокойно и плодотворно. Уже принято 18 тысяч тонн продукции. И это за неполные четыре месяца. Так что любители рыбных блюд могут не переживать — хватит всем. Сейчас выгружаемся на берегу и ещё на месяц идём работать в Берингово море.
Капризы океана
– Знаете, уйти никогда не хотелось — настолько привык. Хотя бывает, что океан неласков с моряками. Тогда стараемся обойти или переждать шторма, у нас же завод на нижних трюмах, не хочется, чтобы рыба там болталась. Обычно нам это удаётся. Да и к океану я отношусь не как к вражеской стихии, а как к партнёру. Он же нам отдаёт свои богатства, поэтому приходится иногда потерпеть его капризы.
– Какие-нибудь приметы на рыбацкую удачу соблюдаете перед выходом в море?
– Да, обязательно бросаем монетки около Трёх братьев — и чтобы промысел был богатым, и чтобы вернуться домой. Ну и, как большинство моих коллег, не выхожу из порта в рейс в понедельник. Возвращаться в понедельник тоже не люблю.
– А как насчёт лично со спиннингом порыбачить?
– Сейчас свободного времени меньше, а вот когда работал на среднем флоте, был посвободнее, возьму килограмм восемь разных блёсен — и вперёд! И это не надоедало, хотя рыбы и на работе полно кругом. Вот такое хобби и профессия в одном флаконе…