…Архив давно опустел, рабочее время кончилось. А мы всё сидим за канцелярским столом и осторожно листаем желтоватые страницы объёмной книги, вчитываясь в каллиграфическую запись…
Слово и дело
– В этой метрической книге подшиты документы о рождении, бракосочетании и смерти всех церквей Камчатской губернии за 1895 год. А вот тех из камчадалов, кто отказывался от православной веры, и следа нет, — сокрушается главный специалист отдела публикаций и использования документов Государственного архива Камчатского края Елена Абрамова. — Или вот: впервые слово «ительмен» звучит в материалах экспедиции Елизаветы Орловой из Ленинградского института северных народностей: так называли оседлых тигильских людей, в их языке это прослеживались. А всех остальных, кто не мог говорить на этом языке, назвали камчадалами. Слово сказано — и у современных потомков появилось право на льготы, вылов рыбы по квотам. Простые камчадалы такого права не имеют — не «малочисленные» они…
– Каких только фамилий в этой временной сокровищнице не встретишь! Петропавловский мещанин Косыгин… Пётр Михайлов Тюменцев — краевому экс-министру образования недавно родословную составили. А имена чего стоят! Акиндин, Полиевкт, Милентий, Ераст, Исидор, Митрофан, Ираида…
Писатель Сергей Иванович Вахрин на наших метрических справках издал двухтомник камчатских имён. Очень интересная книга, скоро будет её иллюстрированное переиздание с фотографиями, в каждом томе — по тысяче страниц. Я, конечно, помогаю — это интереснейшая работа!
Из книги судеб
…Елена Павловна стать архивариусом не мечтала. Простой инженер, воспитанный в духе преданности делу Ленина и партии, она 25 лет отработала на благо советской власти. А когда в 90-х начались массовые сокращения, приняла приглашение соседки перейти на службу в партийный архив — там хоть зарплату платили. Потом перевелась в областной, ныне краевой. И эта работа вскоре захватила её целиком.
– Когда я пришла сюда, аборигены Камчатки уже стали бороться за то, чтобы камчадалов признали малым народом. Они создали общественную организацию КМНС, приходили в архив за справками. В нашем фонде — метрические книги с 1885 по 1925 год. По ним можно проследить свою родословную, к какой группе населения относишься — корякам, эвенам, юкагирам. Сегодня ситуация такая: ительмены относятся к малым народам, а камчадалы — нет! У нас нет слова «коряк» в документах, а есть «намылан». Есть чуланцы, но нет чукчей.
За каждым документом — людская судьба. В Быстринском районе, например, Банакановы принадлежат к первому Уяганскому роду, а Коярковы — ко второму. Есть ещё два Яганских рода — первый и второй. В 1895 году эти Яганские — нынешние эвены, или оленные люди, пришли на Камчатку с Севера, всего четыре семьи. А камчадалы были здесь всегда. Интересно происхождение коряков — есть оленно-кочующие, а есть оседлые, они тоже спустились с Севера. Алеуты — с Командорских островов, куда они пришли из Америки. На юге Камчатки проживали айны. Но к 1885 году в книгах народность айну, как они себя называли, уже не просматривается. Видимо, они не принимали христианскую веру. А метрические книги были только при церквях, распространение которых на Камчатке началось с 1715 года, когда на полуостров пришёл первый священнослужитель.
Виллиам, он же Вася
…А вскоре судьба подарила Елене Павловне открытие в собственном семейном древе.
– Я заинтересовалась коряками, буквально за полгода узнала, какая фамилия к какому району относится. У меня муж из рода камчадалов. И вот однажды, в 1991 году, в «Камчатской правде» появилась заметка: американская гражданка просила найти потомков семьи по фамилии Толман, проживающих на Камчатке. Мама моего мужа сказала: «Так это я Толман!» Я попросила свекровь записать всех родичей, кого она помнит, села за компьютер и нарисовала генеалогическое древо по именам, в графическом варианте, в виде открытки. Отпечатала и отослала письмо в Америку. Через 8 месяцев пришёл ответ от той самой женщины — из рода Толман был её покойный муж. В письме Ёма Холл — так звали американку — сообщала, что приедет к нам знакомиться.
Мы больше года переписывались, а в 1993 году на Камчатку из Америки приехала большая делегация. Я ещё в партархиве работала, тогда мною даже ФСБ заинтересовалась, потому что гражданка США Ёма Холл не соглашалась жить в гостинице — только у нас!
– Как вы узнали друг друга?
– Сейчас связь поддерживаете?
– Мы переписывались до 98 года, она хотела пригласить нас в Америку. А потом связь прервалась… К сожалению, Ёма умерла, а прагматичным американским детям и внукам русские родственники оказались не нужны. Нам даже не сообщили о её смерти... Но на этом история не закончилась. Ёма ещё в письмах прислала всю генеалогию со своей стороны, дошли до 1624 года. Оказалось, что фамилия Толман — из Германии. Их прапрадед Виллиам — по-русски Вася — был капитаном китобойной шхуны. Судно разбилось, а он остался в русско-американской компании в Петропавловске служащим. Женился на женщине, у которой мама была камчадалкой, а отец — из Санкт-Петербурга, по фамилии Кикенов. Подозреваю, что он был или финн, или норвежец, но эту ветку никак не могу достать! Поиски веду до сих пор.
Исторический бумеранг
– Говорят, что история имеет обыкновение повторяться. Это видно по архивным документам?
– И очень чётко! Первые колхозы на Камчатке были организованы в 1929 году. А уже в 1957-м предприятия, которые строились в 30-х годах, стали закрываться. Раньше при каждом рыбозаводе был населённый пункт. Сегодня посёлков Немтик, Кихчик, Облуковино на карте не найдёте! Облуковино, кстати, было центром Соболевского района. Сёла исчезали вместе с исчезновением предприятий — они были градообразующими. В 90-х годах 50 % населённых пунктов западного побережья закрылись, население разъехалось. В стране началась гигантомания: маленькие заводы закрывали по причине износа оборудования, на новое не было средств, это всё хорошо просматривается по документам.
А сейчас ситуация повторяется! Говорят, в Кихчике люди стали заселяться. Очень тихо и медленно, но возрождение идёт.
…Работаю я до сих пор с удовольствием и большим энтузиазмом. Мне очень интересно помогать людям, давать им необходимую информацию. Нас часто приглашает мильковский клуб «Камчадалочка», они ежегодно справляют праздник фамилии — каждая фамилия делает свои альбомы, стенды. Например, в этом году будет представлен род Подкорытовых. Я каждый год езжу, рассказываю, что найдено о фамилии в архиве. Архивы должны храниться вечно! Иначе, если мы не будем помнить свою историю, мы никто!