Примерное время чтения: 14 минут
1201

Роковой туман. Почему падают самолеты на Камчатке

Сергей Окромчедлов / Из личного архива

На Камчатке продолжается расследование резонансных авиапроисшествий и гибели людей в море

15 января профессиональный праздник отмечают сотрудники Следственного комитета России. В 2011 году ведомство, до этого функционирующее при прокуратуре, обрело самостоятельность.

Реформирование, разделившее функции производства предварительного следствия и надзора, себя оправдало. Нынешняя модель органов следствия позволяет защищать права и законные интересы граждан от противоправных посягательств, вести предупреждение и профилактику преступлений. Особая роль в этом отводится специализированным подразделениям следственных органов.

Камчатский следственный отдел на транспорте является структурной единицей Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК Российской Федерации. Накануне праздника мы встретились с его руководителем Сергеем Окромчедловым. Сергей Михайлович рассказал о расследовании нескольких резонансных уголовных дел о преступлениях, совершённых на объектах воздушного и водного транспорта на территории региона.

Кстати, в оперативную зону обслуживания отдела входит не только Камчатский край, но и Чукотский автономный округ, а ещё, морские пространства к ним прилегающие. Обширность и территориальная  труднодоступность значительно осложняют выполнение стоящих задач. С этим следователи отдела столкнулись буквально с первых месяцев деятельности подразделения. В феврале 2011 года им пришлось добираться на место предположительного крушения судна «Аметист», принадлежащего КамчатНИРО. Из 23 человек, находившихся на борту, не спасся никто. В сентябре 2012 года сотрудники следственного отдела на транспорте в числе первых прибыли в Палану, где, заходя на посадку, разбился АН-28. В той авиакатастрофе погибло 10 человек, четверо чудом выжили.

Следствие на транспорте
Следствие на транспорте Фото: личный архив/ Сергей Окромчедлов

С расследования причин этих страшных происшествий началась деятельность Камчатского отдела на транспорте. Увы, за минувшие 11 лет, сотрудникам отдела не раз приходилось сталкиваться с трагедиями, которых можно было бы избежать, если бы не тот самый пресловутый человеческий фактор, за полуофициальной формулировкой которого часто кроется беспечность, самоуверенность, пренебрежение правилами техники безопасности.

2021 год, по словам Сергея Окромчедлова, не стал исключением. Скорее, наоборот. Свой рассказ о деятельности Камчатского следственного отдела на транспорте Сергей Михайлович начал санализа авиапроисшествий, случившихся на полуострове в прошлом году. Причинами большинства из них стало именно нарушение правил техники безопасности. В минувшем году в производствеследственного отдела находилось пять уголовных дел о преступлениях, связанных с ЧП на воздушном транспорте.

Роковой туман

 3 марта после посадки в аэропорту Тиличики вертолёт МИ-8Т, принадлежащий АО «Камчатское авиационное предприятие», подруливая к ангару для технического обслуживания, ударился лопастями о ворота помещения.На борту воздушного судна находились 3 члена экипажа и 17 пассажиров. К счастью, никто не пострадал. А вот ущерб, причинённый авиапредприятию, оценивался в  4 миллиона рублей. В отношении командира воздушного судна расследовалось уголовное дело по ч.1 ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности эксплуатации и движения воздушного транспорта, повлекшее причинение крупного ущерба».

Следствие на транспорте
Следствие на транспорте Фото: личный архив/ Сергей Окромчедлов

8 мая в районе озера Синичкино потерпел крушение вертолёт МИ-2. На борту помимо пилота находился известный на Камчатке предприниматель Андрей Пятко. Он и командир воздушного судна погибли.  Причиной крушения вертолёта стали действия лётчика, который продолжил полёт при ухудшении погодных условий. При развороте в условиях плохой видимости  он потерял контроль за высотой, что привело к столкновениюМИ-2 с деревьями и дальнейшему падению. Уголовное дело, возбуждённое по факту трагедии, было прекращено в связи со смертью подозреваемого.

Одним из самых резонансных стало ЧП, произошедшееутром 12 августа на Курильском озере. Расследование уголовного дела по факту крушения вертолёта МИ-8 компании «Витязь-Аэро» на данный момент не завершено. Однако и эксперты Межгосударственного авиакомитета, и следователи солидарны в том, что причиной гибели восьми человек стала ошибка пилотирования. Командир воздушного судна не учёл погодные условия и, несмотря на предупреждение о приземном тумане, в условиях плохой видимости попытался совершить посадку. В результате МИ-8, не дотянув до земли, ударился о поверхность озера и утонул. Спастись удалось восьмерым. Командир вертолёта, опытный лётчик, погиб.

Следствие на транспорте
Следствие на транспорте Фото: личный архив/ Сергей Окромчедлов

Сергей Окромчедлов лично вылетал на место  происшествия. Одним из первых ему довелось общаться с чудом спасшимися пассажирами и инспекторами Кроноцкого заповедника, которые пришли на помощьедва не погибшим людям. По словам Сергея Михайловича, и те, и другие пребывали в шоковом состоянии.

380 судебных экспертиз…

Шоком для жителей Камчатки стала трагедия, случившаяся в посёлке Палана 6 июля. В этот день, врезавшись в скалу, потерпел крушение АН-26, принадлежавший АО «Камчатское авиационное предприятие». Самолёт следовал по маршруту Петропавловск-Камчатский – Палана, на борту находились 6 членов экипажа и 22 пассажира. 

Согласно предварительному отчёту экспертов Межгосударственного авиационного комитета,причиной авиакатастрофы стала самоуверенность командира экипажа. Лётчик пренебрег рекомендациями диспетчера, и решил заходить на посадку в условиях недостаточной видимости. В результате на скорости 340-350километров в час самолёт врезался в прибрежную скалу высотой около 250 метров. Беды можно было избежать, если бы АН-26 зашёл на посадку не с моря, а с суши.

Судя по всему, 34-летний пилот, уроженец и гражданин Белоруссии, переоценил свои возможности. За 12 лет работы в России он действительно повысил свой профессиональный уровень до максимально возможного в гражданской авиации. За четыре месяца до катастрофы лётчик сдал очередной экзамен по технике пилотирования, получив от инструктора оценку «пять». Свой последний экзамен он завалил…

Следствие на транспорте
Следствие на транспорте Фото: личный архив/ Сергей Окромчедлов

Следователь Камчатского следственного отдела на транспорте, вылетев в Палану сразу после происшествия, провёл на месте ЧП две недели. Самым тяжёлым было общение с родными погибших и исследование останков тел. В рамках уголовного дела провели свыше 380 судебных экспертиз. Всех, кто был в самолёте в момент аварии, удалось идентифицировать.   Одновременно сотрудники Камчатского следственного отдела на транспорте работали в аэропорту вылета, изымали образцы топлива, исследовали авиационную документацию, касающуюся технического состояния  воздушного судна. Далее дело было предано в главное следственное управлениеСК России.                                               Расследование паланской трагедии ещё не окончено. По делу работают как следователи, так и эксперты МАК.

Думали, море по колено

Происшествий на водном транспорте в прошлом году, по словам Сергея Окромчедлова, тоже было немало. 19 июня в Олюторском районе в акватории лагуны Северная Берингова моря перевернулась лодка,в которой находились пять работников рыбодобывающей компании «Тихве». Выбраться на берег сумел только один. По данным следствия, перед последним путешествием мужчины крепко выпили. Не исключено, что именно это стало косвенной причиной трагедии.                  

Следствие на транспорте
Следствие на транспорте Фото: личный архив/ Сергей Окромчедлов

Употребление алкоголя привело к беде и в ситуации, произошедшей 16 мая 2020 года. Следствие по делу капитана маломерного судна на почве неприязни и ревности убившего старшего механика и ранившего матроса­ сына убитого, сотрудники Камчатского следственного отдела на транспорте завершили в  2021 году. Им удалось практически поминутно воссоздать картину произошедшего. Вот  строки из приговора суда: «Капитан судна В. взял со стола кухонный нож, демонстрируя который, сообщил старшему механику о том, что слышал его оскорбительные высказывания, на что тот ответил: «Ну, бей». Механик был ниже ростом. В., поставив нож в область ключицы. надавил на него. Нож по рукоять вошел в шею». После этого В. ранил забежавшего в рубку сына убитого. Все участники трагедии на момент совершения преступления были пьяны. Петропавловск-Камчатский городской суд приговорил В. к 7 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

Курс на погибель

В прошлом году начались судебные слушания по уголовному делу, возбуждённому в отношении капитанов двух судов «К. Эмеральда» и «Тихий». Причём, капитан  последнего погиб в результате происшествия, о котором идёт речь. ЧП произошло 13 июня 2020 года в акватории Авачинского залива. Рыболовное судно «К. Эмеральда», не приняв мер к обеспечению безопасности плавания,взяло на буксир маломерное судно «Тихий». По ходу следования капитаны приняли решение снять буксировочный канат. На борту гружёного «Тихого», не приспособленного к движению в сложных погодных условиях, в этот момент находились четыре человека. Все без спасательных жилетов. За считанные секунды судно перевернулось. Люди, находившиеся на нём, погибли.

Следствие на транспорте
Следствие на транспорте Фото: личный архив/ Сергей Окромчедлов

К месту трагедии сотрудников Камчатского следственного отдела на транспорте доставили пограничники. Первые экспертизы были проведены уже в море, где находилось судно «К. Эмеральда» и прицепленный к нему буксировочным тросом «Тихий», пребывающий кверху килем. И в этом случае беды можно было бы избежать. Капитану «Тихого» следовало всего лишь отправиться в район промысла по заданному курсу – вдоль береговой полосы.

Камчатка
Камчатка Фото: Из личного архива/ Сергей Окромчедов

 

В сентябре прошлого года Сергей Михайлович снова обратился за помощью к камчатским пограничникам. Следователям нужно было срочно попасть на суда «Святой Владимир» и «Багратион», где по полученной из соцсетей информации, над членами экипажей издевались с целью повышения производительности труда. Отправляясь в море на несколько часов, Сергей Окромчедлов и его подчинённые задержались там на четверо суток. Информация подтвердилась, потерпевшие дали показания, подозреваемых задержали и доставили на берег. Следствие по делам об истязаниях и незаконном лишении свободы ведут сотрудники отдела по расследованию особо важных дел (с дислокацией в городе Хабаровск) Восточного межрегионального следственного управления на транспорте.

Когда лишний вес,  дело подсудное

По понятным причинам в абсолютном большинстве фигурантами уголовных дел, расследуемых подчинёнными Сергея Окромчедлова, являются мужчины. Дамы, совершившие преступления на объектах транспорта явление редкое…но яркое.

В прошлом году в отдел пришлось доставить сильно нетрезвую гражданку, напавшую на сотрудника полиции в аэропорту. Последний имел неосторожность сделать ей замечание, а потом не пропустить в здание аэропорта. В итоге женщина вместо самолёта в Иркутск попала под следствие по статье 318 УК РФ (Применение насилия в отношении представителя власти).

Следствие на транспорте
Следствие на транспорте Фото: личный архив/ Сергей Окромчедлов

Деяние другой представительницы прекрасной половины человечества на первый взгляд никакого отношения к транспорту не имело. Студентка «всего лишь» заказала по почте препараты для похудения. Учитывая, что запрещённое в России сильнодействующее вещество прибыло из-за границы, произошедшее было квалифицировано, как контрабанда. Кстати, ранее девушка уже попадала в поле зрения таможни. Но тогда размер полученной бандероли «потянул» на административный штраф. На сей раз вес посылки составил более килограмма. Представители таможни задержали посредника,на чьё имя из Казахстана пришло отправление, а он в свою очередь указал на заказчицу. Расследованием уголовного дела  о перемещении через Государственную границу Российской Федерации запрещённых препаратов занимался Камчатский следственный отдела на транспорте. Вина камчатской студентки была полностью доказана. Суд назначил фигурантке дела наказание в виде трёх лет лишения свободы условно.

В конце нашего разговора Сергей Михайлович  отметил, что в работе следствия на транспорте есть свои особенности.Специфика расследования транспортных происшествий требует наличие у следователя специальных познаний не только в уголовном законодательстве, но и во множестве нормативных актов, касающихся эксплуатации транспорта – кодексах, приказах, уставах, ГОСТах в области воздухоплавания, судоходства.

Но самая серьезная отличительная черта происшествий, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам следствия на транспорте, это трагичность последствий, связанная с гибелью людей. Поэтому наряду с профессионализмом,следователь должен обладать высокими личностными качествами, быть психологом, уметь искренне сопереживать.

Пользуясь случаем, Сергей Окромчедлов передал поздравления  коллегам – работникам прокуратуры, которые отмечают профессиональный праздник чуть раньше, 12 января. В этом году прокуратуре России исполняется 300 лет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах