
– В последние годы нарушений речи у детей становится всё больше, — подтверждает врач-психиатр высшей категории, заведующая детским отделением Камчатского краевого психоневрологического диспансера Наталья Костылева. — Тема эта очень актуальна, ведь речь — не изолированная функция, а составляющая часть общего психического развития. Через речь формируются такие сложнейшие психические функции, как восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
Мальчики и памперсы
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Казалось бы, в современном мире высоких технологий есть все условия для развития ребёнка. Почему так происходит?
Наталья Костылева: Специалисты связывают эту проблему с участившимися случаями патологического течения беременности и родов. Даже курение во время беременности влияет на формирование психики ребёнка, так как это однозначно вызывает хроническую гипоксию, то есть кислородное голодание плода.
В последнее время детские психиатры России высказывают сомнение по поводу обоснованности распространившейся практики проведения форсированных родов с использованием родовой стимуляции, иногда без особых на то показаний. Такие роды сопровождаются несомненным риском повреждения центральной нервной системы плода. Угроза прерывания беременности, преждевременные роды — тоже гипоксия! А для нормального развития нервной системы ребёнка любая гипоксия губительна! Причём в этом смысле мальчики биологически более уязвимы к различным повреждающим факторам, чем девочки, это доказано. И если на УЗИ доктор сказал, что у вас будет мальчик, относитесь к своему состоянию особенно внимательно и осторожно!
Мозг — очень тонкая структура, поэтому даже интоксикации, тяжёлые инфекции и другие болезни ребёнка в раннем возрасте сами по себе тормозят его развитие. В последнее время врачи выделяют и такой фактор, как негативное влияние памперсов: раньше мама меняла пелёнки 12—15 раз в день. А это — прикосновения, речь, улыбки, ласка. Сейчас памперсы так часто менять не надо. Упаковали ребёнка в современные супервпитывающие подгузники, посадили в импортную коляску и предоставили его самому себе. Или устроили перед телевизором и успокоились: мельтешение на экране привлекает ребёнка автоматически, и он будет смотреть не на вас, а на экран. Но это не развивающая информация!
Младенческий вокал
– В каком возрасте у здорового малыша начинает развиваться речь?
– В нулевом! Речь ребёнка формируется постепенно, с рождения. Так называемая ранняя младенческая вокализация — плач и крик — не что иное, как этап предречевого развития, и внимательная мама по интонации уже знает, что надо её малышу. Следующий этап — это гуление, он наблюдается со второго месяца развития ребёнка. В 3-4 месяца говорят о комплексе оживления, проявляющемся при появлении, например, мамы или папы. Очень важно, как этот этап протекает. Например, сначала должен быть момент сосредоточенности на появившемся объекте. Затем — улыбка, вокализация и двигательная активность: малыш начинает выражать свою радость узнавания и желание общаться движением рук, ног, головы. В 5-6 месяцев начинается лепет, когда дитя повторяет сочетание гласных и согласных, слушает обращённую к нему речь. И это тоже очень важно! Со второго полугодия развивается понимание наиболее часто употребляемых слов. В это время нужно обязательно чётко проговаривать ребёнку отдельные слова, обозначающие предметы, на которые он обращает внимание: часики, мишка, кукла. К тому времени, когда ребёнку исполнится год и три месяца, в его словаре должно быть около 30 слов, в полтора года — 50 слов активного словарного запаса, в два года — около 300, но минимум 150. Иногда родители напрасно ждут, когда ребёнок, наконец, начнёт говорить, успокаиваясь заверениями знакомых: «Ой, глазки умненькие, ничего, заговорит!» Это в корне неверная позиция! Как говорят ведущие российские детские психиатры, если в полтора года у вашего ребёнка ещё нет речи — бегом к специалисту!
Отсутствие речи к определённому возрасту однозначно свидетельствует о нарушении индивидуального развития ребёнка — онтогенеза. И проблемы потом обязательно будут! Здесь требуется не только логопедическая, но многопрофильная помощь. Потому что задержка развития речи говорит о поражении определённых зон коры головного мозга и подкорковых структур, межполушарных связей, системы проводящих нервных импульсов. Весь этот комплекс зависит от причин нарушений, длительности воздействия повреждающих факторов и глубины повреждения.
Пока мозг гибок
– Но часто родители боятся обращаться к психиатру…
– Да, боятся, что в 18 лет отпрыску водительские права не дадут! А ведь ребёнку с нарушением речевой функции необходима как можно более ранняя многопрофильная помощь, пока мозг ещё гибок! Это значит — коррекция психиатра, психолога, невролога, логопеда, медикаментозная реабилитация. Врач назначит специальные препараты, нормализующие энергетические процессы в головном мозге, сглаживающие микроструктурные изменения в коре больших полушарий и восстанавливающие тканевый обмен веществ. Детский мозг пластичен, и раннее лечение более эффективно. И никаких последующих санкций это за собой не повлечёт, кроме более успешного развития личности.
– В разговоре о стадиях развития речи мы дошли до трёх лет. Это тот возраст, когда ребёнок идёт в детский сад. А если у малыша недостаток в развитии речи?

– Насколько методика продуктивна и как долго нужно её придерживаться?
– Как правило, даже после одного трёхмесячного курса наблюдаются положительные изменения. У нас был такой случай: мальчик с нарушением развития речи, который вообще не говорил, через три месяца занятий и многопрофильной помощи специалистов стал повторять слова, у него появился активный словарный запас — словом, начала формироваться речь.
К сожалению, часто после осмотра проблемного ребёнка родители отказываются от медикаментозного лечения из настороженности, ложной боязни лекарственных препаратов.
– С какого возраста и как часто малышей осматривает психиатр?
– При диспансеризации мы осматриваем всех годовалых деток, потом — перед поступлением в садик и перед школой. В детском саду при формировании логопедических групп тоже обязателен осмотр психиатра.
– Доктор, дайте совет родителям малыша, как себя вести, чтобы речь ребёнка развивалась правильно?
– Как можно больше времени проводите с ребёнком, общайтесь и разговаривайте с ним, как со взрослым, используя правильные слова. Не надо сюсюкать! Ребёнок должен слышать грамотную речь! Проговаривайте звуки и буквы в словах. Читайте детям сказки, потешки, например: «Гуси-гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да!» Не устарели и стихи детских поэтов, например, Агнии Барто, для самых маленьких: «Уронили мишку на пол», «Идёт бычок, качается», «Я люблю свою лошадку»...
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть