Примерное время чтения: 7 минут
131

Лекарь человеческой души. Почему на Камчатке творить лучше, чем в Сочи

Дмитрий работал режиссёром-сценаристом
Дмитрий работал режиссёром-сценаристом "Сочи-Парка". Из личного архивa

Мы часто ждём наступления какого-либо праздника, надеясь, что наша жизнь с его приходом изменится к лучшему. Но чем старше мы становимся, тем чаще замечаем, что никакой «магии» не происходит. Почему не исполняются заветные желания и как самостоятельно сотворить для себя чудо, «АиФ-Камчатка» рассказал профессиональный создатель праздников –художественный руководитель Камчатского центра народного творчества Дмитрий Пасечник.

Творческая реализация молодёжи

–Дмитрий Владимирович, многие камчатцы мечтают уехать на ПМЖ в тёплые регионы, в том числе наши земляки перебираются и в Сочи. Вы же из Сочи переехали на Камчатку, почему?

–Я дальневосточник, и захотел вернуться. Выбирая между Чукоткой, Приморьем и Камчаткой, остановился на золотой середине. Я люблю дикую первозданную природу. Раньше на Камчатке не бывал, но я в восторге от того, что здесь увидел. Провёл отпуск в Ключах и видел извержение вулкана. Вот, что можно увидеть в Москве? Третьяковскую галерею? Но там природа только на полотнах. А здесь каждый день за окном новая картина – сегодня Рерих, завтра графика великолепная. Здесь каждый день встречаешь по-новому.

Когда я уезжал в Ключи, меня спрашивали: «Куда ты едешь, зачем? Там же даже источников термальных нет никаких!» А я мечтал поймать хариуса и тамего поймал! К тому же на Камчатке у меня много друзей, однокашников, с которыми я учился в Хабаровске в институте.

–Вы профессиональный создатель праздников, а что же такое настоящий праздник и как его устроить?

–Праздник – это таинство, обряд. Мы отмечаем праздникии каждый раз ждём чуда, а потом задаём себе вопрос: «А почему ничего не изменилось?!» Ведь я же сделал всё правильно: нарядил ёлку, нарезал салатов, напёк блинов, сжёг чучело и прочее. Почему праздник не приносит того самого очищения, которое Аристотель назвал «катарсисом»? Ответ прост: «Всё, что мы представляем как праздники – это жуткие суррогаты!» Просто задайте себе вопрос: «Хочу ли я, чтобы каждый прожитый час приносил мне радость?» И если «да» – действуйте. Общечеловеческих исконных народных праздниковвсего четыре – это дни весеннего и осеннего равноденствия и летнего и зимнего солнцестояния.

Я убеждён, что вера в предлагаемые обстоятельства работает не только на театральных подмостках, но и в реальной жизни. Чудо не возникнет само, его нужно сотворить. И мы сами – волшебники, каждый из нас способен на чудо. Чтобы задуманное исполнилось, и жизнь изменилась к лучшему, необходимо в это верить и точно знать, чего же ты хочешь на самом деле.

– Чем вас привлекла возможность работы в Камчатском центре народного творчества?

–Коренные малочисленные народы Севера – чукчи, а  теперь и коряки, и ительмены – это мои люди, они мне очень близки. В 2022 году мы провелиительменский обрядовый праздник «Алхалалалай» в посёлке Раздольном, в 2023 году – в Козыревске. Я не вижу прелести в проведении обрядовых праздников в центре города. Самое лучшее и красивое, что у нас есть, – это камчатская природа. И это идеальное место для создания уникального фестивального пространства общероссийского или даже международного уровня. Сейчас я подготавливаю документацию по организации такого фестиваля на Камчатке. Также ведутся переговоры об открытии в Петропавловске на базе КамГУ им. В. Беринга кафедры режиссуры и мастерства актёра, чтобы талантливая молодёжь не уезжала за пределы полуострова, а могла здесь учиться и затем творчески реализоваться.

Вдохновлять для сотворчества

–Что вам наиболее близко и интересно в современном российском театре?

–Для меня, прежде всего, важно и ценно то, что я чувствую. Обычно я нахожусь в самом конце зрительного зала. Спектакли я всегда смотрю стоя из солидарности с актёрами, которые весь вечер на ногах, и потому, что в какой-то момент, если меня волнует то, что происходит на сцене, меня охватывает дрожь…

Из современных режиссёров мне интересны Лев Додин, Юрий Бутусов, то, как работал Дмитрий Брусникин. Меня поразил спектакль «Король Лир» в постановке Льва Додина в Академическом Малом драматическом театре – Театре Европы в Санкт-Петербурге. Это был выпускной спектакль его актёрского курса, в котором были заняты Елизавета Боярская и Данила Козловский. И, кто бы что ни говорил, они играли превосходно. И это, прежде всего, заслуга их мастера и режиссёра.

Мне очень близок иммерсивный театр, вовлекающий зрителя в действие. Мы пришли с улицы – скоморохи, лицедеи, шуты. И мы должны вернуться на улицу. Во время пандемии, когда театры были закрыты, я предложил коллегам давать представления на открытых площадках и даже написал об этом Александру Калягину – председателю Союза театральных деятелей России. Ответ был такой: «А кто нам за это заплатит?»..

–Как вы выбираете пьесы для своих театральных постановок?

–Я довольно часто обращаюсь к современной драматургии. После первого курса института я вернулся на Чукотку и буквально за 10 дней поставил спектакль по пьесе Юлии Максимовой «Я убил Лору П.» – одноактный, нелёгкий, может быть, даже весёлый. Это пьеса о современной молодёжи, о проблеме наркомании, о поиске своего места в жизни. Мне по душе творчество Николая Коляды, то, что называют «уральской драматургией».

Надо ставить не слова, а события. В Краснодаре в торговом центре я поставил интерьерный иммерсивный спектакль «Ромео и Джульетта». Все прекрасно знают эту историю. Но я не хотел делать её так, как делают все. И мы устроили так, что посетители торгового центра перенеслись в Верону, Джульетта подходила к каждому молодому человеку и спрашивала: «Ты – Ромео?» Когда к тебе обращается 14-летняя девушка с таким вопросом, ты совершенно по-новому начинаешь воспринимать эту историю, оказываешься внутри неё. И тут особенно важен актёрский профессионализм, чтобы не раздражать публику, а вдохновлять для сотворчества. Это и есть иммерсия.

«Базовые настройки» человека

– В вашем спектакле «Карлик Нос» вы соединили текстыГауфа и Шекспира, как такое возможно?

–Гауф не придумал монолога для своего героя, и мне пришлось сделать это за него. Герой сказки Якоб, превращённый злой ведьмой в безобразного карлика, читает монолог Гамлета «Быть или не быть?». Эту роль исполняет восьмилетний мальчик –и он, и зрители прекрасно понимают, почему текст Шекспира здесь звучит абсолютно органично. Колдунья изменила внешность Якоба, но она на смогла искалечить его душу. Герой находится в ситуации выбора, и от того, какой выбор он сделает, зависит вся его дальнейшая судьба. Если вас шокирует шекспировский текст в устах ребёнка – напрасно. Помните, ребёнок умнее вас. Его ещё никто не «учил». Все его знания правильные – они от рождения.

–Дмитрий Владимирович, мне посчастливилось поучаствовать в вашем семинаре-тренинге в краевой научной библиотеке. На него пришли самые разные люди, разного возраста, разных профессий, а через два часа образовалось такая творческая атмосфера, что нам не хотелось расходиться. Как вам удаётся настолько сплотить совершенно незнакомых между собой людей за такое короткое время?

–Я говорю и делаю то, во что искренне верю. Сегодня нам очень не хватает искренности. Мы не умеем говорить то, что мы на самом деле думаем. На таких семинарах я даю человеку почувствовать свои возможности. А на интенсивном курсе актёрского мастерства «Вспомнить всё» мы тренируем тело, голос, возвращаем себе «базовые настройки», которые заложены в каждого изначально, но под воздействием времени и обстоятельств сбились.  И люди потом живут счастливо. Режиссёр – это создатель, лекарь человеческой души. Я исхожу из того, что все люди хорошие, просто у многих были плохие учителя, которые тоже хорошие люди, у которых в свою очередь были плохие учителя…

ДОСЬЕ
Дмитрий Пасечник родился в городе Арсеньеве Приморского края. Затем вместе с родителями переехал на Чукотку, где семь лет занимался в театре кукол при Доме пионеров и одновременно участвовал в работе народного театра. Окончил Хабаровский государственный институт искусств и культуры, получив специальность режиссёра театрализованных представлений и праздников, преподавателя. Работал художественным руководителем Центра народного творчества, режиссёром-постановщиком массовых мероприятий, режиссёром народного театра при Департаменте культуры, спорта, туризма и молодёжной политики Чукотского автономного округа, режиссёром-постановщиком краснодарского творческого объединения «Премьера», режиссёром-сценаристом «Сочи-Парка»(первого в России тематического парка развлечений и аттракционов для всей семьи), начиная с момента создания парка, первыми посетителями которого стали участники и зрители Олимпийских и Параолимпийских игр 2014 года.Осуществлял постановку масштабных юбилейных и праздничныхрегиональных, федеральных, международных и корпоративных мероприятий. С сентября 2022 года Дмитрий Владимирович работает художественным руководителем КГБУ «Камчатский центр народного творчества».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах