Природа камчатки способна не только покорить сердце любого туриста, но и стать живой декорацией для киноленты.
В Кроноцком заповеднике сейчас проходят съёмки документального фильма «Камчатка. Рассказ в лисах». О том, как рождается искусство в диких условиях, рассказала волонтёр проекта, московский художник Елена СТЫРОВА.
Хозяева жизни
– В социальных сетях появилось объявление о наборе волонтёров – меня оно сразу заинтересовало, подала заявку. Весной желающих собрали в природном заповеднике «Брянский лес», где проходил отборочный этап. После этого определили несколько человек, которые полетели на Камчатку.
Первый этап съёмок начался летом прошлого года, тогда во время длительных походов по заповедной территории я делала зарисовки животных и мест их обитания, испытывая на себе все прелести и особенности жизни в полевых условиях.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Елена, желающих, наверное, было достаточно… Ожидали оказаться в составе команды проекта?
Елена Стырова: Честно говоря, в тот период было столько работы, что мне некогда было ожидать чего-то – просто решила попробовать. И, конечно, очень рада, что получилось, остались незабываемые впечатления.
Оказавшись на полуострове, я на себе ощутила, насколько он особенный. До этого неоднократно бывала в походах, но никогда раньше не посещала территорию, на которой медведи – хозяева жизни. В первые пару недель даже сохранялось впечатление, что мы находимся в тылу врага: нас немного, нужно всё время смотреть по сторонам и быть настороже. Однако постепенно нервное напряжение отходит на второй план.
– Избежали близких встреч с «хозяевами жизни» на полуострове?
– Не встретить медведя в заповеднике сложно, и меня это очень пугало, пока не поняла, что опасны далеко не все из них, а при встрече нужно правильно себя вести. И одно яркое близкое «знакомство» всё-таки состоялось.
Ходить поодиночке нельзя, нужно всегда группами, но однажды мне было необходимо спуститься к реке набрать воды – пройти немного, всего метров пять по склону. И тут, находясь по колено в реке, услышала, как на другом берегу что-то шлёпает – смотрю, медведь вдоль берега разгуливает! Испугалась сильно, начала рычать, как нас учили: из низа живота, представляя, что выше и сильнее животного. Тогда медведь остановился, посмотрел на меня, не понял, что происходит и убежал.
Честно говоря, потом мне стало стыдно за то, как повела себя, ведь косолапый просто расслаблялся и, видимо, принимал водные процедуры, которые я нарушила (смеётся).
Кстати, в 2018 году вышел фильм «Медведи Камчатки. Начало жизни» – потрясающий и атмосферный. Теперь вот решили про лис снять, ведь как шутит Дима (автор проекта, кинодокументалист Дмитрий Шпиленок – Прим. ред.): «Лисы не пытаются тебя съесть».
В поисках мотива
– Они – социальные, харизматичные и, бесспорно, милые животные, и рассматривать их можно бесконечно – продолжает Елена. – Мы, например, долго наблюдали за лисой Маней, которую я называю «женщиной трудной судьбы». Она – мать-одиночка, у которой ещё и лапа была сломана, хромает. Её лисята постоянно разбегаются в разные стороны, а опасность подстерегает их на каждом шагу. Приходится за ними побегать. И это только одна из историй.
– Насколько сложно творить в условиях дикой природы?
– Как волонтёр, я ещё занималась организационной частью – отслеживала количество продуктов, состав аптечки – хозяйственно-бытовыми вещами. Что касается художественной работы, я взяла с собой сухую пастель и бумагу – естественно, о больших холстах и масляных красках здесь не может быть и речи. А пастелью работать, особенно в условиях повышенной влажности, непросто, поэтому, в основном, я создавала эскизы и набирала большое количество фотоматериала.
Кроме этого, я очень долго «боролась» с лисами, так как не было понятно, как их рисовать – нужен был подтекст. Уже в процессе работы появилась идея отражать историю создания каждой семьи, и, когда появился мотив, работы стали рождаться на свет. Так у меня вышла серия «Лисы, и где они обитают».
Мне кажется, что художник всегда работает как губка, сначала впитывает эмоции и впечатления, щупает фактуру деревьев, утопает в песке, ходит под дождём, а после этого выдаёт всё в виде картин.
– Ещё одна серия ваших работ из заповедника называется «Кордоны Камчатки». Как родилась эта идея?
– В пути мы проходили разные домики, и многие из них уже близки к разрушению – природа берёт своё. А мне очень хотелось сохранить это в памяти – ведь они много лет служили людям, в них происходило много историй.
Кстати, в середине июня нам нужно было перейти реку – моста не было, и с полными рюкзаками техники пришлось погрузиться в воду по пояс. Придя в домик, мы приоткрыли дверь, чтобы проветрить, а через 30 минут к нам заглянула медно-красная лиса. Дима успел заметить, что она сухая, а значит, где-то точно есть переход – и на следующий день мы нашли его. Вот так лиса помогла нам отыскать нужный путь.
Голубая мечта
– Всем, кто хочет стать волонтёром, я рекомендую определить для себя заповедник или национальный парк, который небезразличен, и следить за его жизнью в социальных сетях, откликаясь на все предложения, – говорит Елена. – Нередко требуются волонтёры на удалёнке, и можно начать именно так. Есть вероятность, что вас запомнят и пригласят. Моей большой голубой мечтой была именно Камчатка.
– Елена, расскажите о самых главных впечатлениях от исполнения этой мечты.
– Совершенно невероятные места и пребывание в диких условиях. Естественно, нет привычного нам быта, но об этом практически не задумываешься, находясь в таких красотах.
Когда ты дома рисуешь красивую картиночку – это одно. Но когда есть эскиз и воспоминание о том, как ты сидел в окружении природы и комаров, которые практически съели тебя заживо, эмоции и ощущения совершенно другие. А потом и люди, которые видят эти работы, испытывают те же эмоции, что и я. Для меня, как для художника, это очень ценно.
Но самым главным стало осознание того, насколько мы сильнее, чем думаем. Часто кажется, что уже не сможешь пройти ещё один километр, но потом берёшь себя в руки и идёшь, доказывая самому себе, что сил и выносливости достаточно…