С Валентиной Петровной мы встретились в небольшом офисе на улице Победы, все стены которого были увешаны дипломами и грамотами хозяйки. Она сидела «на чемоданах» — ждала транспорт, чтобы ехать на открытие фонтана на 6-м километре, где была организатором праздника. А познакомились мы с этой необычной женщиной на фестивале «Мы — славяне». Тогда, одетая в яркий народный костюм, она пела на сцене вместе со своим ансамблем «Червона калына». Работник культуры до мозга костей — это как раз про неё.
Рождение династии
– Вы знаете свои корни?
– Папа у меня русский, мама украинка, а дедушка — еврей. Так что генеалогическое древо разветвлённое! — говорит, смеясь, Валентина Петровна. — Она и сейчас поёт и играет в народном театре. А было время — занималась и бальными танцами.
Родилась Валентина в дороге, на железнодорожной станции, во время очередного переезда папы-военного к новому месту службы. Может быть, это дорожное беспокойство и наложило отпечаток на мятежный характер будущего заслуженного работника культуры. Во всяком случае, спокойно на месте ей не сиделось никогда.
Семья осела на Украине, в знаменитом ныне Славянске. Окончив школу, девушка поступила в пединститут и вскоре вышла замуж за корреспондента местной газеты и писателя. Жизнь завертелась колесом: преподавание в школе русского и украинского языков, второе высшее — Институт культуры, директорство в клубе пединститута, рождение детей. А дети, глядя на увлечённость родителей, росли талантливыми. Это сейчас сын — театральный режиссёр в Москве, дочь — заместитель директора досугового центра. А Валентину Петровну можно с уверенностью назвать родоначальницей новой культурной династии. Внук — тоже творческий работник, снимает и самостоятельно монтирует небольшие сюжеты. А двухлетняя внучка, София Премудрая, как с улыбкой называет её бабушка, уже поёт, наряжается и танцует. И с удовольствием сидит в кабинете бабушки, положа руки на кипу бумаг и копируя разговоры той по телефону.
Но в далёкие восьмидесятые двое бюджетных работников с зарплатой по остаточному принципу не могли позволить себе дать обоим детям высшее образование.
За туманом в тайгу
– Как вы оказались на Камчатке?
– Когда дети стали подрастать, мы задумались об их будущем и решили поехать на заработки, как пели тогда в знаменитой песне, за туманом и за запахом тайги. Квартиру в Славянске мы просто поменяли на Петропавловск.
Кто бы знал тогда, как они были правы! У Валентины Петровны и сейчас в Славянске родственники, с которыми она никак не может связаться — ни по телефону, ни по Интернету. Родные молчат, а на далёкой Камчатке у синеглазой украинки рвётся сердце…
С салом и горилкой
– У вас бывают выходные для себя?
– Практически нет. Но я всегда — в состоянии праздника. А праздники были грандиозные! До сих пор помню шоу, которое мы организовали для Октябрьского района. Сначала это было настоящее шествие, которое открыли маленькие дети, за ними — кавалькада детей постарше на велосипедах, затем — взрослые со знамёнами и транспарантами — помните, какие раньше были парады? Потом мы развернули игровые программы и конкурсы. Горожане такого ещё не видели! Всё прошло на ура. А к 260-летию города Петропавловска-Камчатского мы сделали грандиозный праздник на площади, которые горожане помнят до сих пор.
Начинаний, получивших продолжение и развитие на камчатской земле, у Валентины Петровны было предостаточно. Конкурс спортивного бального танца «Красота и грация», просуществовавший 18 лет, — её детище. Как и самобытный украинский ансамбль «Червона калына», и «Украинское подворье», на котором гостей встречали горилкой и салом, и они потом нипочём не хотели расходиться!
Стрелец — знак огня
– Но организовать такое масштабное действо наверняка нелегко?
– Это верно, организация праздника — большая и тяжёлая работа, практически без перерывов и выходных. Закупка материалов, оборудования, смета, транспорт, сценарий, люди, документы… Голова кругом! Но мне не привыкать. Я ведь по гороскопу Стрелец, знак огня. Горю на работе! Сейчас уже организовали работу по-другому: каждый Дом культуры отвечает за какой-то конкретный праздник, а мы помогаем кто чем может. Без праздников жить нельзя — они необходимы людям! Организовать всё так, чтобы было ярко, весело, зрелищно, построить действие с участием самих зрителей, видеть радость и воодушевление в их глазах — это дорогого стоит.
– А как рождается сценарий праздника?
– Раньше, на заре деятельности нашего «Досуга», писала их сама. Теперь приглашаем режиссёров. Но и сама принимаю участие. Сыну звоню в Москву: «Подкинь идейку!» И он подкидывает. Однажды, когда мы готовили выступление на Всероссийском фестивале в Москве ансамбля «Парадиз» с Инной Гараевой, по совету сына сделали шоу с тканями. Достали настоящий парашют, и танцоры проносили его через зал на сцену, а потом выходили из него, как из купола. Танец назывался «Стихия» и занял третье место, а ансамбль получил звание народного. Именно с этого номера и началось широкое использование тканей в оформлении танцев.
Мы начали работать в этом стиле первыми!
Ещё одна памятная постановка — в 2000 году, на конкурсе ко Дню города. Мы заняли первое место с песней «Мой дом — Петропавловск-Камчатский». Балетмейстер Маша Ожегова поставила танец на 12 пар в костюмах российского триколора. И теперь этот танец — визитная карточка города.
А в 2006 году я, как режиссёр, поставила спектакль о художнике Гойе «Жизнь коротка, искусство вечно», с балетной постановкой Инны Каминской. Меня так критиковали вначале: «Как можно соединить Гойю с современностью?» Но когда на московском фестивале из 56 коллективов России нашему спектаклю присудили третье место, критика смолкла. Пороки-то человеческие, которые высмеивал великий художник, никуда не делись…
Камчатка дала ей многое. Работу, покой и достаток, почёт и уважение. Страна, которая всегда была для Валентины родной, умеет ценить таланты. Доказательство тому лежит в красной шёлковой коробочке: почётный знак и приказ министерства культуры о присвоении украинке Перевало звания заслуженного работника культуры России. Камчатка, как часть России, никогда не делила людей на своих и чужих…
А Валентина Петровна останавливаться на достигнутом не собирается. Гордится тем, что её детище — досуговый центр, стал настоящей кузницей кадров, откуда молодые работники разлетелись по крупным российским городам. А одна из её учениц теперь и вовсе директор «Досуга».
Планов у Перевало по-прежнему много, в том числе — открыть собственное дело. Кстати, с компьютером она давно на «ты».