В Приморском крае бум на установку электросчетчиков, специалисты не успевают обслуживать все заявки, владельцы специализированных магазинов срочно везут в регион новые и новые партии различных электросчетчиков. Рекламные газеты пестрят объявлениями "Продам электросчетчики". В неожиданную нишу бизнеса кинулись десятки предпринимателей.
Причина проста. Началась реализация государственной программы энергосбережения. И началась она с главного - был резко увеличен норматив на безучетное потребление электроэнергии. Если ранее одиноко проживающий в однокомнатной квартире приморец платил при отсутствии электросчетчика за 160 киловатт-часов в месяц, то теперь ему надо заплатить за 273 киловатт-часа. Понятно, что столько он не потребит. Так зачем платить за воздух? Именно поэтому спрос на электросчетчики резко взлетел вверх.
Повышение норматива было с энтузиазмом воспринято энергоснабжающими предприятиями, управляющими компаниями и населением, которое в условиях активной установки общедомовых приборов учета больше не желает платить за нормативщиков, которые потребляют значительно больше заниженного норматива, а остальное за них доплачивают все жильцы дома, имеющие приборы учета. Ведь именно отсюда не в последнюю очередь растут уши у гигантских счетов за общедомовое потребление электроэнергии. Несомненно, что правительство Приморского края в этих условиях приняло единственно верное социально ориентированное решение, которое должно уравнять в правах всех потребителей электроэнергии.
А что у нас
Еще 20 декабря 2006 года Михаил Машковцев подписал Постановлением N 547 об утверждении нормативов расчета за потребленную электроэнергию при отсутствии приборов учета, которые начали действовать с 1 января 2007 года и действуют и поныне. Сегодня они даже меньше того, от чего отказался Дарькин в Приморье, запустив, таким образом, процесс энергосбережения и энергоэффективности в жилом фонде.
Нормативы безучетного электропотребления в Камчатском крае:
для одиноко проживающего гражданина - от 147 до 198 кВт/ч в месяц;
на семью из двух человек - от 94 до 126 кВт/ч на человека;
на семью из трех человек - от 74 до 99 кВт/ч на человека;
на семью из четырех человек - от 62 до 82 кВт/ч на человека;
на семью из пяти человек и более - от 55 до 72 кВт/ч на человека.
Нижний предел соответствует количеству человек и комнат (один в однокомнатной, двое в двухкомнатной и т. д.). Если же в "однушке" проживают двое, а в "двушке" - трое, то идет повышение в рамках установленной вилки.
Следует особо отметить, что в этих же нормативах "сидит" и сегодняшнее общедомовое потребление электроэнергии в размере 7 киловатт.
Нетрудно понять, что такие нормативы не способствуют стремлению населения переходить на приборный учет электроэнергии. А коли так, то при установке общедомовых приборов учета жители, имеющие электросчетчики, будут продолжать и дальше оплачивать общедомовое потребление за своих "лимитированных" соседей, у которых фактически полный безлимит. Им можно круглые сутки использовать калориферы, застилать все комнаты "теплыми" полами, обвешивать их многорожковыми люстрами, не беспокоясь о мощности лампочек. И абсолютно неважно - энергосберегающие это лампочки или накаливания. Соседи по дому за все нагоревшее сверх лимита заплатят по счету за ОДН (общедомовые нужды).
Молотком по энергосбережению?
В предпоследний день минувшего года первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов выдал поручения ряду министерств и ведомств, где, в частности, потребовал до середины апреля представить в Правительство РФ проекты программ по энергосбережению, повышению энергоэффективности и планы их реализации, а до 1 января 2011 года полностью обеспечить приборами учета покупаемые и продаваемые энергоресурсы, а также полностью перейти на расчеты с использованием приборов учета.
Речь идет не только об электроэнергии, но и учете других коммунальных услуг, таких как ГВС, теплоснабжение, где действует нормативное потребление энергетических ресурсов.
В свете этих поручений по-другому воспринимаются и действия главы Петропавловска-Камчатского Владислава Скворцова по изменению нормативов на отопление. Это непопулярное решение должно быть не предметом для соревнования общественных деятелей, кто больше и лучше отстаивает интересы населения на заниженные тарифы и нормативы, а стимулом для срочного перехода на учет коммунальных услуг по приборам учета. Только после этого можно будет начинать говорить об энергосбережении.
Сегодня же потребитель в энергосбережении никак не заинтересован, сколько его ни агитируй. Единственный и действенный стимул к энергосбережению, как ни прискорбно это признать, кошелек потребителя. Только почувствовав выгоду от энергосбережения, экономии, он начнет включаться в этот процесс, а не митинговать по поводу справедливости или несправедливости принимаемых властями решений.
Сегодня же заниженные нормативы способствуют не только дальнейшему укоренению "халявности", но и узакониванию неравенства между группами потребителей коммунальных услуг, когда одни переплачивают за других. Особенно наглядно это просматривается в сфере электропотребления.
Как только управляющая компания устанавливает на дом общедомовой прибор учета электроэнергии, сразу же следом поднимается волна возмущения по поводу больших сумм в счетах за ОДН. Обвинения сыплются в адрес энергетиков, руководства управляющей компании, властей, прокуратуры, которая не туда смотрит, и т. д. Хотя причина круглой суммы в счете находится рядом, возможно, даже на одной лестничной площадке с возмущенными согражданами. Если в доме 50 квартир оборудованы электросчетчиками, а 20 их не имеют, то львиная доля платежа за ОДН ляжет на тех, кто имеет приборы учета. Ведь у "нормативщиков" она уже "сидит" в нормативе, копеечная, не покрывающая и пятой доли реального потребления на общедомовые нужды.
Какой из этого выход, исходя из того, что общедомовой прибор - это неизбежность, которая появится в ближайшее время в каждом многоквартирном доме? Можно взять молоток и запустить его в свой личный электросчетчик, сообщив в Энергосбыт, что хулиганы лишили возможности честно платить по счетчику, и вы теперь готовы платить только по нормативу. Но ведь завтра норматив, по примеру Дарькина, в целях повышения энергоэффективности (а это государственная программа на ближайшие годы) жилого фонда, могут поднять так, что придется срочно бежать за новым электросчетчиком и умолять побыстрее его подключить. Другой, конструктивный путь: при установке общедомового прибора учета требовать оборудовать все квартиры в доме индивидуальными счетчиками, а уж после этого устанавливать общедомовой. Только в этом случае все жильцы дома окажутся в равных условиях при расчетах за ОДН.
Экономикой по политике
Если произойдет повышение так называемого социального норматива на электропотребление (а это обязательно случится) и кто-то из общественных деятелей начнет говорить о несправедливости повышения, выступать радетелем прав населения, то надо четко понимать, что он будет лоббировать интересы всего 9 тысяч потребителей электроэнергии, которые сегодня в Петропавловске-Камчатском не имеют личных счетчиков электроэнергии и пригрелись на карманах соседей (при наличии в доме общедомового прибора учета). Ведь все их сверхнормативное электропотребление считается общедомовым и разбрасывается по формуле на всех обладателей электросчетчиков в доме.
Знакомые энергетики советовали автору не публиковать этот материал, поскольку есть вероятность возникновения волны вандализма в отношении электросчетчиков. А как же тогда быть с равными условиями для всех, кто уже платит и будет платить за ОДН? Полагаем, что читатели поняли, что общедомовой прибор учета придет в каждый многоквартирный дом, главное, чтобы при его установке жители заявили свои права на равенство при расчетах за энергоресурсы и потребовали оборудовать все квартиры, прежде всего, индивидуальными электросчетчиками.
Пока же низкие нормативы являются головной болью даже не энергоснабжающих предприятий, как ранее. Сегодня это проблема в первую очередь управляющих компаний и самих жителей. Управляющие компании несут миллионные убытки, связанные с не предъявленным к оплате объемом электроэнергии, а граждане никак не заинтересованы в реализации государственной программы энергосбережения и энергоэффективности. Зачем им переходить на приборный учет энергоресурсов и думать об экономии, оптимизации энергопотребления, если низкие нормативы позволяют и так экономить за чужой счет - раньше за счет энергокомпаний, теперь за счет соседей по дому или управляющих компаний?