aif.ru counter
28

Действительности не соответствует

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46 10/11/2009

ЧЕРЕЗ три с небольшим месяца, в феврале 2010 года, исполняется 65 лет со дня вступления в строй Набережной трех причалов - так в документах называется длинная причальная стенка, строительство которой завершило создание первой очереди Петропавловск-Камчатского морского торгового порта мощностью миллион тонн годового грузооборота.

Президент ОАО "Владивостокский морской торговый порт" Робканов М.Ф., посетив привезенную во Владивосток мою выставку "НЕИЗВЕСТНАЯ ВТОРАЯ МИРОВАЯ. ГЛАВНЫЙ ВКЛАД В ПОБЕДУ", написал в Книге отзывов благодарность "ЗА ОГРОМНУЮ РАБОТУ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СПРАВЕДЛИВОСТИ".

Именно за справедливостью я обращаюсь к руководству ПКМТП.

В 2003 году у здания Управления ПКМТП появился мемориальный камень с надписью:

"СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ первостроителей порта, совершивших трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, ПОСВЯЩАЕТСЯ.

Установлен к 60-летию Петропавловск-Камчатского морского торгового порта 23 октября 2003 года".

Эта надпись не соответствует действительности. 60 лет назад, в октябре 1943 года первый причал торгового порта уже работал и заканчивалось строительство второго.

Сведения о начале строительства в 1942 году в Петропавловске-Камчатском морского торгового порта опубликованы впервые в журнале "Краеведческие записки" в 1997 году. Статья тогдашнего заместителя директора Камчатского краеведческого музея по науке С. И. Соколовой называлась "Петропавловский порт: год 1942-й", в ней было сказано, что первостроителями ПКМТП были заключенные. Статья составлена на основе документов Государственного архива Камчатской области, в их числе Приказ НКМФ N 1-ДВ от 8.06.42 г. "О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО-НА-КАМЧАТКЕ ПОРТА" (ГАКО, ф. 367, оп. 1, д. 3, лл. 70-71). Эти сведения опубликованы и в моих книгах "Ленд-лиз. Тихий океан" (М.,1998) и "Третий период славы Петропавловска-Камчатского" (П.-К., 2007).

В 1943 году вышел другой приказ. В Приказе НКМФ от 23 октября 1943 года N 366 следующие формулировки:

"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО Н/К МОРСКОГО ПОРТА НАРКОММОРФЛОТА СССР"

"В соответствии с Постановлением ГО КО от 16 октября 1943 г. за N ГОКО-4344-с и распоряжением СНК Союза ССР от 16 октября 1943 г. за N 19769-РС,

ПРИКАЗЫВАЮ:

Организовать в Петропавловске на Камчатке морской порт, подчиненный непосредственно Центральному управлению морских портов Наркомморфлота".

Приказ 1942 года подписан уполномоченным Государственного Комитета Обороны на Дальнем Востоке А. Афанасьевым, приказ 1943 года - наркомом Морфлота П. Ширшовым.

Во втором приказе первое слово ОРГАНИЗАЦИЯ. Этот термин означает создание самостоятельной, не зависимой от Владивостока управленческой структуры, что и сформулировано в первой же фразе.

Главной составляющей современного порта являются причалы. Первый причал порта, подчиненного НКМФ, вступил в строй летом 1943 года. Управляло его работой представительство Владивостокского торгового порта. Оно существовало на Камчатке с 1926 года, используя причалы рыбного порта.

Так что, отмечая юбилеи и годовщины ПКМТП, портовики на деле отмечают юбилеи и годовщины самостоятельности своего управления.

А памятник первостроителям порта у здания управления порта можно было бы считать вторым в нашем городе Соловецким камнем, ведь начинали его строить заключенные - об этом на основании архивных документов рассказано в статье С. И. Соколовой. Однако, судя по всему, осужденных по 58-й политической статье УК СССР среди первостроителей порта практически не было - таких, если не уничтожали сразу, старались отправить "на материк". НКВДешники в отличие от некоторых наших нынешних руководителей пограничную Камчатку глубоким тылом не считали.

Получается, памятник поставлен простым уголовникам.

Предлагаю другой, соответствующий действительности текст для мемориального камня: "Строителям и докерам Петропавловск-Камчатского морского торгового порта времен Великой Отечественной - Второй мировой войн, переработавшим вместе с рыбным портом грузов военной помощи от союзников по антигитлеровской коалиции больше, чем порт Мурманска, и в 1,5 раза больше, чем 4 беломорских порта: Архангельск, Бакарица, Экономия, Молотовск (сейчас Северодвинск)".

Этот текст воздает дань уважения всем участникам военной работы: и рабочим, в том числе заключенным, работа которых, впрочем, была далеко не образцовой, и двум руководителям стройки: Н. А. Баландину, начавшему в 1942 году некапитальное строительство двух первых причалов, и инженеру-гидростроителю мирового уровня А. Н. Виноградову, возглавившему в 1943 году капитальное строительство и завершившему первую очередь порта. Причалы, построенные под его руководством в годы войны, с честью выдержали три сильных землетрясения, случившихся в Петропавловске в ХХ веке, и без укрепления, т. е. капитального ремонта, продолжают работать 65-й год, хотя по техническим нормам укрепление надо делать раз в 20-25 лет.

Но отметить юбилей окончания строительства первой очереди ПКМТП, по-моему, необходимо, несмотря на кризис. Думаю, это можно сделать достойно, сменив текст на памятном камне.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах