КАМЧАТСКАЯ крейсерская парусная яхта "Сивинд" ("Морской ветер") в ночь на 4 марта пришла в южнокорейский порт Пусан. До этого, с осени прошлого года, она пять месяцев двигалась на юг вдоль западного побережья главных японских островов.
РЕДАКЦИИ "АиФ-Камчатка" стали известны некоторые подробности путешествия наших земляков.
ЯХТА "Сивинд", известная своими дальними плаваниями от Средиземного моря до Камчатки, в этот раз покинула Петропавловск-Камчатский 29 сентября 2008 года и, спустя 8 дней пути с заходами на некоторые из островов Курильской гряды, пришла в японский порт Ханасаки, префектура Немуро, на самой северо-восточной оконечности Страны восходящего солнца. На борту яхты находились Алексей Гуркин, Андрей Полонянкин и Сергей Смирнов. В дальнейшем "Сивинд", не без приключений, о которых сообщалось в прессе (повреждение руля во время шторма 22 ноября у мыса Ома), перешел в маленький городок Шицукари, на северо-востоке самого крупного японского острова Хонсю.
Кстати, во время остановки Полонянкин на глазах у изумленных жителей Шицукари самостоятельно заменил перо руля на яхте, стоявшей у причала. Андрей погружался в холодную океанскую воду без акваланга и гидрокостюма и использовал нестандартные инженерные решения...
Блины вместо пушек
ПОХОД приурочен к 150-летию первого российского консульства в Японии (осень 1858 года) и 150-летию открытия для иностранных судов порта Хакодате после более чем 200-летней самоизоляции Японии (август 1859-го). Оба события связаны с городом Хакодате, расположенном на развернутом к югу "хоботе" острова Хоккайдо. Сюда "Морской ветер" прибыл 14 декабря. К остававшемуся в одиночестве капитану Полонянкину (остальные члены экипажа по окончании отпусков вернулись домой) присоединился камчатский яхтсмен и журналист, живущий сейчас на Филиппинах, Александр Крышталь.
В ходе обширной культурной программы наши земляки посетили мэрию Хакодате, встретились с руководителем постоянной российской дипмиссии в этом городе Андреем Броварцом, с настоятелем Русской православной церкви Воскресения Христова отцом Николаем (Дмитриевым) и православной общиной Хакодате (общая численность - порядка 300 человек), состоящей в основном из японцев, с преподавателями и японскими студентами филиала Дальневосточного государственного университета в Хакодате - единственного подразделения российских вузов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Новый год встретили в русской церкви.
Камчатцы почтили память соотечественников на русском кладбище. В ходе встреч с местной яхтенной общественностью в городском яхт-клубе на Грин-айленде была достигнута договоренность об участии наших в регате Хакодате - Аомори ежегодно стартует в июле.
Как отмечают Андрей и Александр, они в полной мере ощутили себя представителями народной дипломатии на земле Хоккайдо, откуда берет начало история дружеских отношений двух соседних стран (о последнем факте свидетельствует стела японо-российской дружбы, установленная в 2000 году).
Взаимопониманию не мешал даже языковой барьер - у большинства японцев английский язык не популярен. Последнее обстоятельство подвигло экипаж к форсированному изучению японского. Но и жители Хакодате узнали от наших земляков много новых русских слов самого неожиданного тематического диапазона. А еще у гостей яхты большой популярностью пользовались испеченные капитаном блины. Оказалось, на Хоккайдо это блюдо мало знакомо. Как и черный хлеб, бублики-сушки, сгущенное молоко - их в местных магазинах нет. Во время застолий на "Сивинде" все это "сметалось" гостями мгновенно.
К слову, полтора столетия назад пришедшие сюда непрошеными гостями американские моряки совсем по-иному искали расположения японцев. Первые торговые соглашения, крайне не выгодные для Японии, были подписаны под дулами пушек эскадры коммодора Мэтью Пери. Именно после этого правящий феодальный клан сегунов Токугава был вынужден отказаться от самоизоляции Японии. Но губительная для слабой тогда японской экономики торговая экспансия смела и сам режим Токугавы в ходе гражданской войны 60-х годов ХIХ века. Именно в Хакодате, на бастионах сохранившегося форта Горекаку, прогремели последние ее выстрелы. В местном краеведческом музее воздается память обеим противостоявшим сторонам. А памятник коммодору Пери, "дипломату пушечных стволов", красуется в центре города.
После бани - постель
10 ФЕВРАЛЯ при боковом ветре яхта "Сивинд" покинула гостеприимный Хакодате и, выйдя из Сангарского пролива в Японское море, взяла курс на юг, в Ниигату. Из почти камчатской зимы яхта 13 февраля переместилась в уже начавшуюся в средней Японии весну...
В Ниигате "Сивинду" была бесплатно предоставлена стоянка в центре города, у набережной реки Синано, рядом с мостом Рюто и знаменитым 31-этажным небоскребом "Токи Мессэ" - самым высоким зданием на побережье Японского моря. А в доме предпринимателя Максима Селиванова и его очаровательной супруги Анны яхтсменов ждали радушный прием и давно забытые, но от этого не менее любимые блюда русской кухни. Ну и, разумеется, столь же подзабытое удовольствие выспаться после бани в сухой чистой постели на не раскачиваемой, не уходящей из-под ног поверхности.
Из Ниигаты "Сивинд" уходила уже с тремя членами экипажа - здесь 23 февраля к Андрею Полонянкину и Александру Крышталю присоединился австралиец российского происхождения Дмитрий Илларионов. У себя в Мельбурне 33-летний Дмитрий, программист по специальности, увлекается серфингом и гонками на малых парусных швертботах олимпийского класса "470". Опыта плаваний в открытом море на крейсерских яхтах у него пока не было. Как признает русский австралиец, участие в походе камчатской яхты уже стало для него хорошей школой практического сейлинга.
Последним японским пристанищем для "Морского ветра" стал порт Сакайминато (префектура Тоттори). Отсюда, пройдя 220 миль за 39 часов, крейсерская яхта прибыла в южнокорейский Пусан. Здесь экипажем запланирован мелкий ремонт и пополнение припасов. А еще Aндрей Полонянкин и Aлександр Крышталь рассчитывают в этом порту встретить земляков: известно, что в Пусане часто ремонтируются камчатские суда.
Хакодате: мекка суши и термальных ванн
ЗИМА в Хакодате прохладная (температура во время стоянки падала до -7 градусов С), нередки снежные заносы и метели наподобие камчатских, но с меньшим количеством осадков. Как правило, снег быстро тает, чтобы вскоре выпасть вновь.
По численности населения (280 тысяч человек) Хакодате не намного больше Петропавловска-Камчатского. Но жилфонд в основном одно-, двухэтажный (небольшие дома и коттеджи на одну-две семьи), город растянулся на значительной территории, по обоим берегам перешейка, напоминающего наконечник копья, где на острие доминирует над местностью гора Хакодате (334 м). На ее вершину ведет канатная дорога. С хорошо оборудованной верхней площадки открывается прекрасная панорама города, бухты и окаймляющих перешеек горных хребтов.
В порту есть грузовые терминалы, причал для транспортных паромов, ходящих с Хонсю (из портов Аомори и Ниигата), обособленные гавани и множество отдельных причалов для рыбного флота, представленного только малыми и средними судами. Ухоженный пассажирский морвокзал, утративший свое транспортное значение, служит для стоянки судна-музея "Машу-мару", швартовки круизных судов и проведения выставок.
Хакодате ежегодно посещают до 4 миллионов туристов, в основном самих же японцев и жителей соседнего Тайваня. Гости из Европы и Америки бывают реже. Естественным "фильтром" служит относительно высокий уровень японских цен (при высочайшем, надо отметить, уровне жизни самих японцев) и далеко не самый простой визовый режим. В стране, где нет бытовой преступности, въездной туризм не входит в число приоритетных направлений. Между тем к услугам не японских туристов - бесплатная англоязычная консультация в туристическом информцентре на вокзале, где предоставляются и карты города.
В Хакодате много комфортабельных отелей с широким ценовым диапазоном, есть комплекс лечебниц на термальной воде. Здешние горячие источники - одни из лучших в Японии. Кстати, попарить ноги в проточной термальной водичке можно и бесплатно - в "ножных" бассейнах (footbaths) прямо на улице. Хакодате также славится расположенными вблизи горнолыжными курортами и высоким качеством кухни местных суши-ресторанов и баров. Общепитовских заведений чрезвычайно много, ценовой диапазон широкий и вполне разумный.
Здесь хорошо развит автобусный транспорт, есть международный аэропорт. Две трамвайные ветки равномерно расходятся по разным "углам" городских кварталов. Имеются интересные музеи (в том числе "обязательный" для городов Хоккайдо музей коренных северных народов), концертный зал. Своими музеями располагают местная таможня и женский католический монастырь. Университет, в отличие от Петропавловска, в Хакодате только один.