На днях камчатские пожарные ликвидировали крупный пожар на горе Морозной - горели трава и кустарники на площади свыше 50 гектаров.
Огонь тушили три дня - как только очаг возгорания ликвидировали в одном месте, он тут же появлялся в другом. А недалеко от поселка Березняки пожар на полях бывшего военного совхоза удалось остановить лишь в 6 км от населенных пунктов.
Как отмечают представители ГУ МЧС по Камчатскому краю, в этом году значительно возросло количество лесных пожаров - если за весь прошлый год их было всего 14, то за первые 5,5 месяца нынешнего года их уже было 16. Помимо этого, представителям МЧС пришлось выезжать на тушение травы около 350 раз.
Основная причина этих пожаров из года в год не меняется - человеческий фактор. В одних случаях человек забывает потушить костер, в других - поджигает сухую траву сам и уезжает восвояси. А небольшое возгорание со временем может распространиться на несколько гектаров...
- К сожалению, виновников лесных пожаров обычно не находят - очень сложно доказать вину конкретного человека. Ведь от момента его пребывания в лесу до крупного пожара может пройти до двух дней, - отмечает врио начальника управления государственного пожарного надзора подполковник внутренней службы Сергей Коцур. - За последние несколько лет по факту поджогов были заведены несколько уголовных дел, но ни одно из них не было доведено до логического завершения.
Кстати, поджигателям за уничтожение или повреждение лесов и насаждений, не входящих в лесной фонд, грозит лишение свободы до 8 лет.
Тушат лесные пожары на Камчатке, как правило, с земли. Авиация практически не применяется. Редко, если пожар происходит в труднодоступной местности, используются вертолеты МЧС - они доставляют к месту тушения парашютистов-десантников со средствами пожаротушения (резиновыми ранцами на 20 л воды, лопатами, бензопилами и т.д.), а также тушат пожары с воздуха с помощью РДВ - резиновых емкостей для воды, которые цепляются к днищу вертолета и позволяют без проблем зачерпнуть воду практически из любого водоема. Кстати, стоимость полетного часа вертолета - около 67 тыс. рублей.
А вот чудо-самолет Бе-200, за учениями которого несколько лет назад наблюдал чуть ли не весь Петропавловск, ни разу не применялся. И дело не в том, что крупных пожаров, где было бы оправданно использование этого уникального самолета, на Камчатке не было. "На территории края для Бе-200 всего четыре места для забора воды - это озера Кроноцкое и Нерпичье, а также Авачинская бухта и акватория Охотского моря, но оттуда самолет может забрать воду только при волнении не больше одного балла, чего на Камчатке практически не бывает", - поясняет врио начальника управления организации пожаротушения майор внутренней службы Василий Кухтинов.
А еще эта вода находится почти в часе полета от возможных очагов пожара. Стоимость же полетного часа у самолета-амфибии - более 130 тыс. рублей. И если в том же Хабаровском крае, где базируется Бе-200, самолет на одной топливной заправке может сделать до 50 сбросов воды (там на относительно небольшой территории расположено множество природных водоемов), то на Камчатке за то же время самолет успевает сделать в лучшем случае два сброса, да и то - если позволяют погодные условия.
ДЛЯ СПРАВКИ. В среднем на Камчатке на полную ликвидацию одного лесного пожара уходит от 1 до 3 дней. В каждом тушении задействованы до 10 человек, несколько единиц техники.