В поселке Ича Соболевского района случился пожар - сгорело помещение местной администрации, и чиновникам пришлось переселиться в школу. Единственному ученику этой школы теперь будет веселей.
- Неужели в Ичинской школе учится всего один ребенок? - с этого вопроса начался наш разговор с
1-м заместителем начальника областного управления образования Виктором Тюменцевым, который на днях вернулся из командировки в Соболевский район.
- Да. Эта начальная школа, как и весь поселок, переживает тяжелые времена. По документам в селе Ича числится около 200 жителей, но фактически их гораздо меньше. Районные власти приняли решение о закрытии поселковой школы-девятилетки. Родителям был предложен вариант переселения в Соболево, и большинство из них согласились. Двое детей, чьи родители пока не обустроились на новом месте, временно определены в приют. А одна семья с младшим школьником переезжать отказалась. Закон таков, что власти могут самостоятельно закрыть школу-девятилетку, а закрыть начальную школу можно только по решению сельского схода. В прошлом году сход состоялся, но жители согласия на закрытие школы не дали. Поэтому школа осталась: с одним учеником и одним учителем.
- Проблема Ичи характерна для других поселений района?
- К сожалению, да. Поселки оживают только во время лососевой путины - с апреля по октябрь, после чего, образно говоря, впадают в спячку. В Соболевском районе очень резко сократилось население, в том числе, детское. В средней школе поселка Крутогоровский, например, всего 38 учащихся. Помещение школы ухоженное, просторное. Когда-то здесь было более 300 учеников. В Крутогоровском детском садике - 12 штатных работников и 16 детишек.
Не лучше ситуация в Устьевом. Там в школе учится 50 детей, в детском саду числится 21 ребенок и среди них ни одного в возрасте 6 лет. Так что в будущем учебном году 1-го класса в школе не будет. А еще через год в школу может пойти не более четырех первоклассников.
- Крутогоровский далеко от Соболево, но от Устьевого всего в 16 км. Почему не организовать школьный автобус, как это предусмотрено национальным проектом в области образования?
- Это не материк. И 16 км - не асфальтированная дорога. Возить детей даже на такое расстояние, особенно зимой в непогоду проблематично, да и опасно. Школу в Устьевом, конечно, никто не закроет, но сделать ее девятилетней - придется. Старшеклассников, очевидно, местные власти будут переводить в интернат, которого пока еще нет. Соболевский район - единственный в области, где демографические перспективы на ближайшие 5-6 лет не просматриваются вообще.
- Как же соотнести такую ситуацию с предложениями финансировать школы пропорционально количеству учащихся, о чем много говорил министр Фурсенко? Какие деньги получит школа с 38-ю учениками?
- Мы прекрасно понимаем, что одно дело - оптимизировать школьную сеть, если обеспечена транспортная доступность на территории. Тогда можно неперспективную школу закрыть, а дети в базовой школе будут получать и более качественное образование, и школа будет лучше финансироваться. Но это хорошо в средней полосе России, а не на Камчатке.
Поэтому наши малочисленные по количеству учеников школы мы не закроем. Не буду расшифровывать всю математику, скажу, что переход на нормативное финансирование на Камчатке будет осуществляться с учетом наших особенностей.
Конечно, хорошо, что Центр учел наши особенности, и право камчатских детей на получение образования не будет нарушено. Но и особенности бывают разные. Многие населенные пункты Корякии, например, никогда не славились большой численностью населения в силу географической отдаленности. Что же касается сел вроде Устьевого, где совсем недавно жизнь била ключом, то у них особенность не географическая и не национальная. Здесь все дело в экономике. И если нынешняя областная администрация не в силах решить проблему полуживых поселков, то хочется верить, что этим займется руководство будущего Камчатского края. Потому что там, где летом большинство населения занимается браконьерством, а зимой впадает в пьяную спячку - детей не спасут даже самые лучшие школы.