Петропавловск-Камчатский, 29 ноября — АиФ-Камчатка. 30 октября 2012 года страна тихо отметила 95-летие начала массовых политических репрессий. В этот день в Петропавловске у бывшего Дома политпросвещения на улице Ленинской состоялся митинг, после — поминальный обед.
Самих репрессированных на этом мероприятии, естественно, не было. Были их дети — теперь уже пожилые люди. Те, кто пронёс клеймо потомка «врага народа» через всю жизнь.
А потом в редакцию «АиФ-Камчатка» пришёл седой человек. Сын репрессированного и погибшего в лагерях Юлиса Гайдукаса не только хранит в своей памяти детство, полное лишений. Он, Владимир Юлисович, до сих пор ищет справедливость.
Малиновские шишки
– Отца арестовали за «контрреволюционную деятельность» в 1938 году. Отправили в лагерь, в Магадан, на золотодобычу, на 10 лет. Нас было двое детей, матери — 29 лет. Вы не были дочерью врага народа? Вас не травили все подряд? Тогда вам трудно понять, каково это — быть гонимыми отовсюду. Мы уехали от преследований в глухую деревню Малиновку Саянского района Красноярского края.
…В Малиновке об истории семьи Гайдукасов никто ничего не знал. Приезд одинокой женщины с двумя детьми в деревню был не удивителен: прокормиться на земле было легче, чем в городе. Мама Владимира устроилась работать на молокоприёмный пункт маслозавода. Жили впроголодь, но молоко спасало. А когда Володя подрос, стал наведываться за кедровыми шишками в тайгу. Ходил босиком — обуви не было. В Малиновке был детдом, воспитанниками которого являлись дети расстрелянных в лагерях «врагов народа». Владимир с мальчишками лазал на высоченные кедры. Главное было — не попасться лесникам. Ведь, по сути, пацаны браконьерничали. Дело в том, что собирать кедровые орехи можно было только в октябре. А кушать-то хотелось раньше! Набрав недозрелых шишек, мальчишки продавали их за копейки. И в семейную казну шёл небольшой приработок.
Так и жили потихоньку, пока в Малиновку не просочились сведения о репрессированном Гайдукасе-старшем. В 1943 году отец погиб — его убили в лагере за несколько дней до 40-летия. Но дети ничего об этом не знали. Мама рассказала им правду об отце лишь в 60-х, когда вышло постановление о реабилитации политзаключённых. А в далёком 1949-м её просто уволили с работы, как жену врага народа. Они снова уехали, в другой посёлок — Иршу, где добывали уголь. А в 1952-м семья оказалась на Камчатке.
Владимир Юлисович пытался искать справедливости во многих местах. Пришёл он и в нашу редакцию |
Здесь Владимир поступил в мореходку. Сдав госэкзамены, прошёл стажировку на минном заградительном корабле «Вычегда». Ему присвоили звание мичмана (в училище была военная кафедра). И тут Владимир решил восстановить настоящую фамилию: в паспорте, выданном ему ещё в Красноярском крае, значилось «Гайдуков», вместо «Гайдукас» – паспортистка ошиблась. Парень съездил в Сибирь, там ошибку исправили… А потом, когда устроился на работу в Камчатрыбвод, его «вражье» происхождение и вскрылось — при проверке документов на допуск к загранплаванию. Вскоре из управления пришла бумага: «Вы не можете работать в нашей системе». Без объяснения причин. Гайдукаса уволили.
Гайдукас сильно разозлился, даже ходил в КГБ на разговор. Но ничего не добился.
Он не стал унывать. Поступил в Дальрыбвтуз, на судоводителя-механика, и пошёл работать в Камчатгеологию, механиком на судно — там особых проверок не было. А потом вышло постановление о реабилитации, и гонения детей репрессированных граждан закончились.
…В октябре 1989 года на Камчатке открылось отделение московского общества «Мемориал», в состав которого вошли известные на полуострове люди: директор Дома политического просвещения Владимир Демченко, завкафедрой Высшего мореходного училища Владимир Вейхман, журналисты Геннадий Субботин и Кирилл Харыбин, сотрудник Института вулканологии Алексей Цюрупа… В их числе был и Владимир Гайдукас, ставший впоследствии председателем общества.
– У нас не было ни устава, ни счёта в банке. Председателем комиссии по реабилитации в Камчатской области был Александр Николаевич Михайлов, он помог с предоставлением нам списков реабилитированных — в них было около 600 человек. Мы зарегистрировали организацию, заказали печать, сделали устав. Задачей нашей было — восстановить справедливость. Мы начали разрабатывать новый проект закона о реабилитации, занимались благотворительностью, поддержкой пострадавших от репрессий. У многих реабилитированных на Камчатке нет свидетельства о смерти родителей, неизвестны места захоронения. Тогда о нас ещё помнили. 14 ноября 2002 года на собрании «Мемориала» присутствовали 82 его члена, мы всем выдали денежную помощь (помогли спонсоры), в нашу честь был организован концерт. А сейчас о нас как будто забыли. Мы — возрастные. У нас уже нет сил… Многие просто не хотят вспоминать и заниматься этим сложным и хлопотным делом — восстановлением своих законных прав. На все эти поиски нужны деньги и средства.
«Облапошили...»
– Сейчас нам выплачивают по 488 рублей ежемесячно, как детям пострадавших от репрессий, — продолжает Владимир Юлисович. — А до монетизации мы пользовались льготами. Когда я перевёл эти льготы из натурального в денежный эквивалент, получилось 6 309 рублей с копейками. Нас облапошили в 14 раз! Посчитайте сами: бесплатными были ежегодный проезд на материк в одну сторону, проезд всеми видами транспорта, кроме такси, в пределах города и пригородной зоны, установка телефона, зубопротезирование. С 50-процентной скидкой —лекарственное обеспечение по рецепту врача, оплата коммунальных услуг и электроэнергии. Для проживающих в сельской местности были льготы на строительство жилья. Да всего и не перечислишь!
Гайдукас считает, что реабилитированных жертв политических репрессий и членов их семей государство должно уравнять в правах с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны — с такой же пенсией и уровнем государственного обеспечения. Только так, по его мнению, страна может смыть клеймо «врага народа», когда-то отнявшее у детей родных.
Пусть даже эти дети уже совсем седые…
ДОСЬЕ
Владимир Юлисович ГАЙДУКАС родился 19 июля 1934 г. в г. Уяр Красноярского края. На Камчатке с 1952 г. Отец – литовец, мать — эстонка. Окончил мореходое училище, Дальрыбвтуз, вечерний университет марксизма-ленинизма. По окончании мореходки 7 лет ходил в моря. Работал инженером-наладчиком в «Дальтехмонтаже». В начале 90-х был депутатом горсовета, возглавлял комиссию по экологии. С 2002 по 2007 г. был председателем общественной организации «Мемориал».
СПРАВКА
Сегодня в региональной общественной организации «Правозащитное общество реабилитированных Камчатского края «Мемориал» зарегистрировано около 130 человек. Отделения действуют в Елизове, Вилючинске, Милькове.
Смотрите также:
- Гордятся все? Акция «Свеча памяти» прошла на Камчатке →
- Прадедушка, который спас страну →
- Камень на шее →