«Фотография – это часть моей жизни. Радость от хорошего снимка и путешествий с палаткой нельзя ничем заменить».
Так говорит о своём любимом деле камчатский фотограф, автор множества снимков дикой природы, животных и птиц Денис Будьков. В мае три его работы вышли в финал престижного Международного конкурса «Золотая черепаха» в номинациях «Пейзаж» и «Поведение домашних животных».
Лотерея чистой воды
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Вы уже не в первый раз попадаете в финал этого конкурса. Для вас это было ожидаемо?
Бывает, что одну и ту же работу отправляешь несколько лет подряд, и только на четвёртый раз, например, она выходит в топ. Но конкурсы помогают наработать себе имя, что тоже очень важно для фотографа и требует усилий и времени. Чем больше тебя узнают, тем легче. Но и конкурсный азарт всегда, конечно, захватывает.
– Денис, а что привело вас в профессию фотографа?
– Когда мне было 15 лет, я начал увлекаться пешим туризмом, занимался в спортивном клубе. Мы ходили в походы, и я начал носить с собой сначала мыльницу, потом купил фотоаппарат «Зенит». Совмещая фотографию с туризмом, понял, что это станет моей профессией.
Более плотно заниматься фотографией я начал примерно в 2006 году. Кстати, в походах я и познакомился с Виктором Гуменюком, он многое мне подсказал. Первое время я вообще не понимал, что делать.
По-настоящему переломный момент в профессии произошёл в 2010 году – этому поспособствовал приезд моего друга-фотографа Ивана из Москвы на Камчатку. Он захотел поснимать полуостров, я составил маршрут, и мы с ним отправились в путь. Район Мутновского вулкана, Налычево… Впоследствии друг привёз к нам группу туристов, организовал фототур – симбиоз фотографии и туризма, мы застали извержение Ключевской. Тогда я понял, что именно и для чего необходимо снимать.
Многие, держа в руках фотоаппарат, не понимают, что именно нужно делать. Ведь можно снимать всё подряд, а потом окажется, что и выбрать нечего. Поэтому важно быть внимательным и досконально изучить правила, чтобы их нарушать.
Уникальное сочетание
– Сегодня вы активно занимаетесь фототурами. Как организовать хороший маршрут, и что больше всего привлекает туристов?
– Да, у нас получилось популяризировать массовые фототуры на вулканы. Фотографам всегда хочется снимать много, но всегда встаёт денежный вопрос, без вложений практически невозможно. Кстати, «Золотая черепаха» – единственный конкурс большого масштаба, который не берёт плату за участие. Обычно, чтобы представить свою работу, нужно, минимум, 25 долларов заплатить. Для многих фототуры – это основной заработок. Но быстро и просто научиться их организовывать нельзя, нужно, опять же, заработанное имя. Сегодня в этом хорошо помогают социальные сети, фотосайты – отличные ресурсы.
Большинство фототуристов на Камчатке – иностранцы, они любят посещать Курильское озеро и снимать медведей. Для россиян это, к сожалению, очень дорого – далеко не каждый готов выложить 240 тысяч рублей, чтобы три дня поснимать диких зверей и побывать на Мутновке.
Но, вообще, фотографируя наш край, сложно получить «плохие снимки». Об этом неоднократно говорил известный путешественник и телеведущий Юрий Синкевич: «Одним из самых притягательных мест я считаю Камчатку. С моей точки зрения – это огромный национальный парк… Камчатка ни на что не похожа».
Природная страсть
– Курильское озеро – это по-настоящему уникальное место, – рассказывает Денис. – Снимать медведей так, как там, ещё и с сочетанием вулканов, больше нигде невозможно. Вы только представьте ситуацию, когда вас окружают 60 медведей.
– А вам никогда не было страшно в таких ситуациях? Не случались нападения диких зверей во время съёмки?
– Медведи на Курильском озере давно уже толерантные, поэтому ничего подобного не происходит. На самом деле там выросло несколько поколений, привыкших к людям. Бывает, что молодые медведи подходят близко, но не нападают.
Лишь однажды у меня случился конфликт с медведицей в Налычевой долине. Хотел поснимать её с медвежатами поближе, но она заметила и была настроена агрессивно, пришлось прятаться, бросив в её сторону фотоаппарат. Это её отвлекло, она потом в зубах с объективом ходила. Оставила его в итоге мне – даже без царапин. Жаль, не смог её с объективом запечатлеть.
Ещё лисят снимаю – это всегда очень интересно. Два года назад фотографировал семейство – маму с детьми. Взрослая лиса оказалась очень лояльной, стала победительницей известного фотоконкурса «Дикая природа России». Часто хожу лисят снимать, они, бывает, выбегают, рядом играют. Но иногда и мама их может выйти и начать кричать – если она зла, приходится уходить. А ещё люблю снимать лебедей, это – моя страсть. Наверное, так много, как я, их у нас никто не снимает.
– Денис, ваши работы часто отличаются не только запоминающимся содержанием, но и красивыми и интересными названиями: «Драконы не спят», «Вечерний огонёк», «Сижу дома»…
– Да, я считаю это важным по нескольким причинам. Название нередко помогает зрителю понять то, что хочет донести фотограф. Бывает, сделаешь снимок и сразу знаешь, как его подписать. А иногда снимки должны «отлежаться». А «драконов», кстати, местные фотографы используют достаточно часто, потому что ассоциируют их с пламенем, а у нас огненная земля.
Но самое главное в нашем деле – это мастерство, то есть не столько техника, сколько задумка. Зачастую люди продумывают фотографии несколько лет, составляют планы, даже рисуют их, а только потом воплощают в жизнь.