Сегодня фотоаппарат есть практически у каждого в кармане – увидев интересную сцену, багровый закат или красивую локацию, мы, скорее всего, сразу же потянемся за смартфоном. Однако такие съёмки профессиональными никак не назовёшь.
«Я до сих пор учусь фотографии» – под таким скромным названием в краевой библиотеке представил выставку своих работ известный фотограф, обладатель почётного звания «Журналистская слава Камчатки» и настоящий мастер своего дела Виктор Гуменюк.
Инструмент познания
Геология, биология, астрономия – Виктора Васильевича с юности интересует наука, и он даже всерьёз подумывал связать свою жизнь с одной из этих областей. Кроме того, он настоящий спортсмен – кандидат в мастера спорта по альпинизму. Но делом его жизни стала фотография.
– Я начал снимать, когда учился в школе, потом продолжил в институте и армии. И в увлечении наукой мне всегда помогала камера. Для меня фотоаппарат и сейчас является инструментом по изучению окружающей жизни, просто делаю я это немного иначе.
Екатерина Довгалёва, kamchatka.aif.ru: Виктор Васильевич, почему сегодня в редакциях нет штатных фотокорреспондентов?
Виктор Гуменюк: Всю эту историю я наблюдал от начала до конца. Когда начинал работать, в каждом издании, даже районном, был штатный фотокорреспондент, а в некоторых редакциях их бывало и несколько.
Но когда со временем в обиход стали входить фотоаппараты «Polaroid», а потом плёночные «мыльницы», люди обрадовались возможности фотографировать самостоятельно и перспективе экономии. А дальше – как в анекдоте: в редакциях стали сокращать тех, кого меньше – фотокорреспондентов. У меня получилось продержаться подольше, но, тем не менее, сейчас работаю внештатно.
Такая ситуация затрагивает не отдельные регионы и, более того, не только нашу страну. Сегодня во всём мире подобная тенденция. Скажем, в журнале, который я люблю и уважаю, «National Geographic», сейчас не работают штатные фотокорреспонденты, есть только фоторедактор. Когда нужен материал из определённой местности, редакция находит подходящего им человека, желательно, живущего в необходимом им районе, и заказывает ему фотографии. Но у этого издания и подход к подготовке материалов другой – у нас чаще «с колёс» выпускают, а там могут один фоторепортаж делать годами. Насколько мне известно, один цельный номер журнала, посвящённый Индии, готовили 10 лет.
И подобный подход, считаю, хороший – есть время и возможность проникнуть в тему. Скажем, когда меня заинтересовала жизнь оленеводов, я для себя наметил ключевые моменты, которые нужно запечатлеть. Потому что просто посетить оленеводов, в любой период, может быть не так интересно. Но зная, например, что отёл – рождение оленят, обычно начинается в начале апреля, я и приезжал в это время.
– Вы не разделяете темы для сюжетов на любимые и нелюбимые?
– Есть работа, которую надо делать, и если уж обозначил себя профессиональным фотокорреспондентом, значит, должностные обязанности необходимо выполнять.
Также меня уже давно не надо выгонять, например, на Первомай, сам туда иду, не нуждаясь в редакционном задании. Ведь праздники – это человеческие эмоции, жанровые сценки, что меня всегда интересует. Скучно не бывает.
Не успеют всё своровать
– Сегодня многие издания грешат тем, что используют фотографии, случайно найденные в сети, не указывая их автора. Как с этим боретесь?
– Да, я это уже, наверное, пережил, хотя случалось в жизни разное. Особенно часто начали возникать подобные ситуации с появлением и развитием Интернета. Помню, как обнаружил на одном из ресурсов около двухсот своих фотографий под чужой фамилией. Оказалось, что человек выиграл с помощью моих работ конкурс, и ему предоставили площадку для выставки. Потратил тогда много нервов и полгода времени, пока не получилось полностью разобраться с ситуацией. А самое интересное, что «фотограф», воспользовавшийся моими материалами, оказался сотрудником правительства России.
И этот случай громкий, но не единственный. Про себя я, смеясь, так говорю: «С каждого события нужно делать огромное количество фотографий, чтобы не успевали всё своровать» (смеётся).
– А есть ли правда во фразе: «Я не фотогеничен»? Действительно некоторых камера любит больше других?
– Каждая фотография – это своеобразный диалог. Каждый портрет – это обоюдное творчество модели и фотографа – не моя фраза, но я ей руководствуюсь. Если внутреннего диалога и взаимной симпатии нет, хорошего снимка не получится.
Мы часто слышим: «Я совсем не фотогеничный», но что делать, если у тебя, допустим, редакционное задание – запечатлеть определённого человека? Начинаешь общаться с ним, располагаешь к себе, пытаешься задеть какие-то нужные струнки. И человек обычно раскрепощается. Вообще, в этом деле к каждому нужен индивидуальный подход.
В чёрно-белом формате
– Виктор Васильевич, как из множества фотографий отобрать только самые лучшие – для фоторепортажа или выставки, например?
– Я научился делать это интуитивно. И мне помогает то, что я прошёл школу чёрно-белой фотографии, а цвет всё-таки немного отвлекает. По крайней мере, мой первый учитель, Владимир Иванович Иванченко, который в своё время был главным кинооператором камчатского телевидения, научил меня такому приёму – смотреть на цветные фотографии через синее или красное стекло. Это помогает чётко прочитать композицию.
Несведущий человек может посмотреть иногда на фото и подумать: «Ах, какой кадр!» А потом, без цвета, оказывается, что в нём ничего особенного-то и нет – цвет просто отвлекал.
– Как вы думаете, фотографу необходим талант или этому искусству можно обучить любого?
– Я считаю, что научить кого-либо фотографировать нельзя, а вот научиться можно. То есть нужно большое желание, как и в любой профессии. Базовые знания нужно подкреплять практикой, и это постоянный процесс – учиться нужно всегда.
И ещё некоторые считают, что фотография – это быстрый путь к заработку… Но такие люди как приходят в профессию, так и уходят из неё. Для меня всё же это несколько другое.