Как на Камчатке потеряли путинские миллиарды

Фото из архива "АиФ-Камчатка"

   
   

«Надо выделить все, вплоть до копейки, все, что решили — все выделить. Минфин, слышите меня?! Спать потом не сможете, если что-то случится», — кричал на министров президент Медведев. 

Ненужный "Океан"

На Камчатке, в военном городке Вилючинске, где базируются атомные подлодки, случился скандал. Министерство обороны закрыло единственный в городе и крае аквапарк «Океан», предварительно сократив всех его сотрудников. Работу потеряли примерно 100 человек… В масштабах страны ситуация, на первый взгляд, - рядовая. Но она имеет и политическую подоплёку. Дело в том, что аквапарк в Вилючинске – непростой. Его воздвигли в 2007 году по приказу Путина. По идее, объект должен был символизировать заботу партии и правительства о российских подводниках. Но он стал, скорее, символом бесхозяйственности. Спортивно-оздоровительный комплекс оказался слишком велик для крохотного городка. Но мало того, что аквапарк был, в принципе, не окупаем, его сдали с множеством недоделок – крыша текла, оборудование ломалось. Промучившись с путинским подарком несколько лет и потратив на его содержание сотни миллионов рублей, в минобороне решили передать «непрофильный актив» гражданской структуре, предварительно разогнав весь штат. В результате, «Океан» закрыли. Когда он снова заработает - неизвестно. В штабе группировки войск и сил на Северо-Востоке России по этому поводу хранят молчание. Военная тайна, понимаешь…

Золотой газ

Камчатке вообще не везёт на «подарки» от Владимира Владимировича. В 2007 году, например, он решил облагодетельствовать полуостров газопроводом. На совещании по социально-экономическому развитию края Путин сначала прошёлся по федеральным министрам за то, что они «не шиша не делают» и «только в носу ковыряют, а чего выковыривают — непонятно», а затем приказал Камчатку газифицировать... К слову, строить газопровод здесь начали ещё в конце 90-х годов прошлого века. Но потом забросили. Инвесторов не нашлось. Все считали стройку слишком дорогой — её стоимость первоначально оценивалась в 200 миллионов долларов. Но после эмоционального путинского выступления желающие завершить сомнительный проект сразу объявились в лице эффективных менеджеров из «Газпрома». Правда, стоимость работ они оценили не в жалкие 200 миллионов, а в два миллиарда долларов. За три года газовую трубу довели до Петропавловска-Камчатского через 266 рек, в которых нерестится лосось. В ходе строительства мутность воды в некоторых водоёмах стала превышать фоновые значения в 30 тысяч раз. Параллельно трубе проложили технологическую дорогу. По ней теперь к рекам ездят браконьеры. В целом, ущерб биоресурсам учёные оценили в сумму — от 2 до 6 миллиардов рублей. А вот экономическая эффективность проекта оказалась — нулевой. Чтобы газопровод стал рентабельным, голубое топливо на Камчатке надо было продавать значительно дороже, чем оно стоит, например, в Европе. Правительство на это, слава Богу, не пошло. Камчатский энерготариф стали дотировать из бюджета. Ежегодно на это тратятся миллиарды рублей. Но жителям легче, увы, не стало. В 2007 году мы платили за электроэнергию по 2 рубля 70 копеек за киловатт/час. Затем Путин повелел «разработать комплекс мер, предусматривающих существенное снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию» (это фраза из президентского поручения). Теперь (несмотря на все субсидии и дотации) мы платим за киловатт 3 рубля 20 копеек. Цены на коммуналку выросли в полтора-два раза. Такое вот «существенное снижение».

Обещания и миллиарды на ветер

Добавлю, что в северных районах Камчатки, куда газопровод не дотянулся, Владимир Владимирович поручил соорудить четыре мини-ТЭЦ. Правительство стало выделять средства на их строительство. Местные власти успешно освоили несколько миллиардов рублей, а потом пришли к выводу, что перспективы мини-ТЭЦ — не имеют. Все работы были остановлены. Ни одну из станций так и не удалось запустить. И, скорее всего, их уже никогда не запустят. Бюджетные миллиарды просто выбросили на северный ветер.

Ещё Путин обещал Петропавловску новый морвокзал и краевую больницу. Это было, если я не ошибаюсь, в 2005 году. На месте будущего вокзала до сих пор — пустырь. На месте больницы — лесополоса.

На хрущобы — "всё до копейки"!

Надо отдать должное и Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Он успешно продолжил дело своего предшественника. Приехав на Камчатку в 2008 году, Медведев узнал, что здесь ожидается разрушительное землетрясение и потребовал, чтобы региону выделили деньги на укрепление зданий. «Надо выделить все, вплоть до копейки, все, что решили - все выделить. Минфин, слышите меня?! Спать потом не сможете, если что-то случится, — кричал тогда ещё начинающий президент на министров. — Угроза здесь существенно выше, все ученые об этом пишут, строчат бумаги… Если долбанет, последствия будут на порядок более страшные… Затраты будут триллионные!» О том, что сделано, Медведев поручил министрам доложить ему через месяц. Прошло три года... Докладываю. Деньги выделили. Правда, не все «до копейки» и с опозданием. Но вместо того, чтобы строить новое жильё, камчатские власти принялись укреплять пятидесятилетние хрущобы, которые с года на год всё равно придётся сносить. Со временем они признали свою ошибку. Но кому от этого легче? Средства, потраченные на хрущобы, уже не вернёшь…

Край миллионеров

В масштабах страны Камчатка — небольшой и малонаселённый регион. Но и в нём президенты умудряются сорить направо и налево десятками миллиардов рублей. Если бы эти деньги поделили между жителями края, то все они, наверное, стали бы миллионерами. Но российское правительство предпочитает тратить средства по принципу: рубль — на дело, десять — на ветер. Поэтому миллионерами, как я полагаю, стали лишь несколько сотен человек: чиновники, которые распределяют финансы, и коммерсанты, которые их осваивают…

   
   

Смотрите также: