Самый главный доктор в жизни

 «Мне нужно!», «Выпишите направление!», «Ребенок в школе, дайте справку в спортивную секцию!» — это лишь часть словесны атак пациентов, которым ежеднено подвергются детские доктора.    
   

Педиатр — первый врач в жизни человека. Он следит за здоровьем и развитием ребёнка, начиная с младенческого возраста и заканчивая юношеским. Об особенностях профессии, положении дел в сфере детского здравоохранения корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказала участковый врач-педиатр Елизовской районной больницы Надежда Кулькина.

Школа и практика

– Надежда Георгиевна, почему вы выбрали профессию педиатра?

– В детстве я часто болела и, видимо, поэтому связала свою судьбу с этой профессией. После школы сразу поступила в Хабаровский государственный медицинский институт, сейчас он называется Дальневосточным государственным медицинским университетом. Конкурс тогда был очень высоким — 12 человек на место.

– Как попали на Камчатку?

Досье
Надежда Георгиевна Кулькина. Родилась 14 марта 1949 года в городе Уссурийске Приморского края в семье военнослужащего. На Камчатке с 1978 г. Окончила педиатрический факультет ХГМИ по специальности «педиатрия». Не замужем.
– После окончания мединститута я три года работала врачом-педиатром в небольшом селе в Приморском крае, потом 1,5 года в Хабаровске. Если коротко ответить, то на Камчатке я оказалась, как и многие мои сверстники, в поисках романтики. В Елизовской районной больнице работаю с 1978 года.

 — За это время профессия не разочаровала вас?

   
   

– Профессия — замечательная, она очень интересная и требует постоянного интеллектуального развития. Я нисколько не жалею, что пошла в медицину и именно в педиатрию. Но старшеклассников, задумывающихся о профессии детского врача, сразу хочу предупредить — это нелёгкий труд. Чтобы стать настоящим специалистом, нужно, во-первых, усердно учиться, во-вторых — стремиться получить хорошую медицинскую практику и постоянно совершенствовать свои знания. По данным международного исследования, в отличие от многих других профессий, врач становится настоящим профессионалом где-то в возрасте около 40 лет. То есть учиться предстоит долго, практически всю жизнь.

Сейчас нагрузка на врачей огромная. На каждом педиатрическом участке более 800 детей. Эта цифра является пороговой — после её превышения уже можно ожидать снижения качества медицинских услуг. Но нормативы давно не меняются, потому что дефицит врачей в стране и без того внушителен. Следовательно, очереди в поликлиниках неизбежны. И это не вина врача, а беда. Для сравнения: при норме 5 человек в час на приёме в системе обязательного медицинского страхования нагрузка у педиатра порой доходит до 20 посетителей в час.

Очень много бумажной работы — заполнение медицинских карт и других форм отчётности. Порой некогда книгу новую, журнал по специальности прочитать, с коллегами что-то необычное из своей практики обсудить.…

Советы бабушек

– С какими ещё проблемами сталкивается сегодня врач-педиатр?

– Сейчас многие увлекаются самолечением. Это очень опасно! Стоят молодые мамы с колясками кружком и наперебой дают советы друг другу — как кормить и чем лечить. Если бы всё было так просто! 10 тысяч симптомов, причём при ряде заболеваний одни и те же. Течение заболевания при разных обстоятельствах разное. Поэтому, чтобы стать врачом, требуется 6 лет первичной учёбы в вузе, два года — в ординатуре и каждые 5 лет — последипломное обучение на курсах повышения квалификации с подтверждением сертификата врача. А некоторые мамочки считают себя грамотными в вопросах медицины и без соответствующей подготовки: «В Интернете об этом так написано!..» Но кем и для чего? Чаще — в целях рекламы какого-либо препарата, и только.

В СМИ сегодня стали популярными публикации о вреде прививок. Но если бы люди знали, к каким трагическим последствиям приводит отказ от вакцинации! Дифтерия за несколько дней может унести жизнь ребёнка, а полиомиелит — оставить инвалидом! Нужно знать и понимать, что прививают только от тех заболеваний, которые часто приводят к летальному исходу или инвалидности. К сожалению, для некоторых родителей это не аргумент.

Показателен и такой пример — врачи нашей поликлиники по собственной инициативе попытались организовать школу молодых родителей. На занятие пришли… всего два человека! К сожалению, люди предпочитают вместо рекомендаций квалифицированных специалистов следовать советам бабушек и подруг!

Особая тема — отношение пациентов к врачам. Входить в кабинет без приглашения, раздражённо хлопать дверью, требовать выписать различные справки и направления по желанию самого пациента или его родителя — привычное дело! Низкий уровень культуры демонстрировать уже не стесняются.

– А каково состояние здоровья современных детей?

– Совершенно здоровых детей сейчас немного. Большой процент детей рождается с риском развития тех или других заболеваний. Они с первых дней находятся под наблюдением участкового педиатра и других специалистов. И если мамы и папы выполняют рекомендации врачей, такие дети чаще всего впоследствии становятся здоровыми. Терпение и упорство родителей, стремящихся сделать всё от них зависящее, чтобы их ребёнок рос здоровым, вызывает огромное уважение у нас, врачей. Особенностью нашего времени является то, что больше стало появляться детей с врождённой гидроцефалией — водянкой мозга. Учёные утверждают, что «это плата за цивилизацию». Не стоит женщинам, планирующим рождение ребёнка, подолгу сидеть за компьютером и рядом с работающим принтером. Да и в доме сейчас немало бытовой техники, неблагополучно влияющей на беременных, — микроволновая печь, холодильник и т. д. К расстройствам речи, дислалии, также приводит увлечённость компьютерными играми с раннего возраста. Такие дети не умеют потом связно выражать свои мысли и чувства словами.

Другая негативная тенденция — проблемы со зрением. Практически 80 % выпускников школ в той или иной степени страдают близорукостью. А гиподинамия в школьном возрасте приводит к проблемам со стороны органов желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Отрадно, что с открытием в Елизове ФОКа у детей и подростков стали популярными увлечение плаванием и занятия в спортивных секциях.

Проблемы осени

– Какие месяцы в году самые сложные для педиатра?

– Осень, период межсезонья. Для участковых педиатров самым напряжённым временем является сентябрь — начало октября. Пора отпусков ещё не закончилась, и многие врачи в это время работают на двух участках. А тут как раз на Камчатку после летнего отдыха возвращаются родители с детьми-школьниками. И к основной работе с пациентами добавляется выписка громадного числа справок школьникам — на посещение различных кружков и спортивно-оздоровительных секций. Нагрузка на приёме увеличивается в разы!

Я думаю, вопрос со справками нужно решать на уровне министерств образования и здравоохранения. Либо их оформлять в мае — июне, сразу после окончания учебного года, либо позже, когда завершится период отпусков у участковых педиатров.

Другая проблема осени — простудные заболевания. Видимо, трудно перестроиться и вовремя начать одеваться потеплее. Здесь родителям нужно быть особенно бдительными и, конечно, не отправлять в школу заболевших детей.

Сейчас, кстати, у нас начинается вакцинация от гриппа. Делать эти прививки нужно. Привитые дети болеют ОРВИ реже и легче их переносят. Факт очевидный — мы не видим теперь таких массовых вспышек гриппа и ОРВИ, как прежде. А кроме того, для уменьшения заболеваемости детей младшего возраста в национальном календаре прививок появились, наконец, давно ожидаемые педиатрами прививки — против гемофильной палочки и пневмококка. Эти инфекции часто осложняют течение ОРЗ у детей отитами и пневмонией...

Советы педиатра
Не занимайтесь самолечением, злоупотребляя жаропонижающими средствами и антибиотиками! Эти эксперименты могут иметь очень серьёзные последствия. Например, бесконтрольный приём антибиотиков при ОРВИ вызывает дисбаланс собственной микрофлоры человека и может привести к таким осложнениям, как отиты, синуситы, аденоидиты, пневмонии. Кроме того, к этим препаратам формируется быстрое привыкание, и потом, когда необходимость в антибиотиках у человека всё-таки возникнет, они уже будут неэффективны…

Смотрите также: