Правила продажи товаров дистанционным способом гарантируют покупателю интернет-магазина возможность вернуть товар продавцу без объяснения причин в течение семи дней. Юрист Юрий Мартынов рассказывает как это правильно сделать.
Что говорит закон
Нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» в равной степени защищают всех потребителей, независимо от того, где они совершают покупки. Однако у клиентов интернет-магазинов есть дополнительные права, связанные с особенностями интернет-торговли, предполагающей, что покупатель не имеет возможности лично протестировать товар, а исходит из информации, которая размещена на сайте магазина. А она далеко не всегда исчерпывающая.
Дистанционную торговлю регламентирует статья 26 закона РФ «О защите прав потребителей», а также Правила продажи товаров дистанционным способом. В соответствии с данными документами, покупатели интернет-магазинов вправе вернуть продавцу любой непродовольственный товар (ели он не был изготовлен по индивидуальному заказу) в течение семи дней.
С информацией о товаре, а также о способах и сроках его возврата покупателя должны проинформировать в письменном виде при заключении договора купли-продажи. Если этого не произошло, то срок возврата товара автоматически продлевается до трёх месяцев.
Товар можно вернуть без чека и упаковки
Продавец имеет право отказать покупателю в возврате товара, если тот уже был в употреблении и потерял товарный вид, о чём могут свидетельствовать сорванные бирки, этикетки, а также царапины и другие механические повреждения. При этом продавец не имеет права отказать покупателю в возврате товара, если испорчена упаковка.
Кроме того, вернуть товар можно и без чека, если есть доказательства, что покупка была совершена именно у этого продавца. Доказательством может служить выписка с банковского счёта об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций или иные документы, подтверждающие перевод денежных средств, а также свидетельские показания.
Уловки интернет-магазинов
Чтобы не возвращать деньги за проданный товар владельцы интернет-магазинов ищут лазейки в законах:
Часто вернуть деньги за купленные таким образом товары удается только через суд, который почти всегда встает на сторону потребителей, однако интернет-магазины продолжают использовать такую схему в расчёте на то, что не каждый клиент готов идти в суд. Ели вы всё-таки решились до конца отстаивать свои права, важно знать, что в суде с продавца, кроме уплаченных денег и штрафа, можно взыскать как юридические издержки (затраты на адвоката, госпошлины и т. д.), так и моральный вред, размер которого определяется судом независимо от стоимости товара.
- В договоре, который вам приносит курьер, может быть указано, что товар был куплен в обычном магазине. По факту это не так, но, подписав такой договор, вы лишаетесь возможности вернуть товар. Иногда вместо договора просят подписать товарный чек, в котором написано следующее: «С образцом товара полностью ознакомлен, в том числе и с техническими характеристиками, комплектацией, расцветкой, габаритами, гарантийными обязательствами, условиями подключения и правилами эксплуатации... ». Подписывая подобный договор, вы признаёте, что продажа не является дистанционной.
- интернет-магазин может специально затянуть рассмотрение вашей жалобы до тех пор, пока установленные законом сроки для официального заявления претензии не пройдут. Например, вас попросят выслать претензию для рассмотрения по электронной почте, а когда вы перезвоните через 7 дней, чтобы получить ответ, скажут, что никакого письма не получали. При этом сроки составления официальной претензии, которую нужно вручить продавцу под роспись или послать заказным письмом с уведомлением о вручении, уже выйдут.
Составляем претензию
На имя директора интернет-магазина необходимо составить письменную претензию в двух экземплярах, в которой в свободной форме изложить, почему вы остались недовольны покупкой, а также все ваши требования: возврат денег, обмен товара и др.
К данной претензии необходимо приложить копию чека и гарантийного талона. Один экземпляр претензии нужно отдать работникам интернет-магазина, а на втором попросить их расписаться, подтвердив таким образом получение, и оставить этот экземпляр у себя.
Если офис интернет-магазина находится далеко или его работники не принимают претензию, её можно послать заказным письмом с уведомлением о вручении на имя директора и юридический адрес интернет-магазина. Удовлетворить ваши требования продавец должен в течение 10 дней с момента получения претензии. Ели этого не произошло, то можно обратиться в суд, взыскав при этом и моральный ущерб.
Смотрите также:
- Как правильно должны быть оформлены ценники на продукты? →
- Что делать, если купил некачественный товар? →
- Вместо кухонной плиты - "коробка с гвоздями" →