Храм для души. Как живёт театр кукол

Новый дом нужен и людям, и куклам. © / АиФ

Детство — это игрушки, картинки, куклы… с них начинается познание мира через осязание, восприятие, движение, моделирование ситуаций, создание и разрешение конфликтов, привязанности и неприятие.    
   

Любимые плюшевый мишка или зайчик порой сопровождают нас не только в детстве, но и в юности, и даже во взрослой жизни. А для некоторых людей куклы становятся частью профессии.

В конце минувшего года исполнилось 35 лет со дня первого спектакля в Камчатском театре кукол. А 27 марта здесь пройдёт представление «Нам 35! Играем юбилей». Корреспондент «АиФ-Камчатка» побывал в старом здании на улице Максутова и поинтересовался настроением его обитателей.

Снег на голову

Зиновий Кужелев, заслуженный работник культуры, художественный руководитель театра:

– В театре я работаю с самого основания, с 1980 года, так сказать, с первого гвоздя. Сначала художником-постановщиком, а с 1992 года стал художественным руководителем. То есть можно сказать, что вся моя жизнь — это Камчатский театр кукол.

Все тридцать пять лет мы боремся за выживание в помещении, которое занимаем. Нам нужно готовить спектакли, репетировать, изготавливать кукол, заниматься административными делами, бухгалтерией, рекламой. А мы всем коллективом думаем, как починить крышу, чтобы во время спектакля в зрительный зал не падал снег (и такое бывало), как отремонтировать электропроводку, заменить водопроводные трубы, утеплить окна, перестелить пол и так далее. Всё-таки у театрального коллектива несколько другие задачи.

Театр — это храм искусства. А Камчатский кукольный театр храмом можно назвать с большой натяжкой. За чистоту души ребёнка нужно бороться в большом, светлом помещении, чтобы вносить в неё такие же светлые и ясные мысли.

   
   

Ольга Луговцова, актриса:

– Я была принята в театр по конкурсу, который организовала главный режиссёр Татьяна Воробьёва, и работаю здесь уже тринадцать лет. Окончила камчатский педагогический институт по специальности учитель истории… Вот так получилось. Юбилей театра — это определённая веха… Тридцать пять лет... Да вот только как-то приходит понимание того, что мы ускользаем от стремительно движущегося прогресса. Здание театра уже давным-давно выработало свой технический и творческий ресурс, и здесь уже невозможно применять современные методы организации представлений.

Выросли из старого

Сандра Клер, актриса:

– Работаю здесь три года после окончания Хабаровского института искусства и культуры по специальности актриса театра и кино.

Этот театр я знаю с детства. Мы с мамой постоянно его посещали — порой ещё и непросто было купить билеты. Театр всё детство был в моей жизни, а во взрослости стал ещё и местом работы. Так что юбилей и мой тоже, хотя я и работаю здесь относительно недавно. Конечно, самым лучшим для нас подарком было бы новое здание, которое строят-строят и не могут построить. Все ждут и я, конечно. Здесь у нас много проблем и с залом, и с буфетом, и с мастерскими, и с гримёрками, и с реквизиторскими… Всего не перечесть.

Олег Миронов, заслуженный артист России:

– 7 марта этого года исполнилось 30 лет, как я прибыл на работу в Камчатский театр кукол после окончания Днепропетровского театрального училища. Сам вызвался, очень было интересно поехать в такую даль. Конечно, привлекала и перспектива большой зарплаты, но в те годы больше манила романтика дальних стран. Я, наверное, рассуждал, как все — поработаю год-два, да и вернусь на родину… Вот по сию пору и возвращаюсь.

Наверное, юбилей театра для меня — это подведение итогов. Театру — 35, я в нём работаю 30… Получается, для меня двойная дата. Вот только с новым зданием у нас всё никак не сложится, а в старом перспектива дальнейшего движения вперёд, прогресса творчества несколько застопорилась. Но так быть не должно…

Вениамин Логвинец, заслуженный артист России:

– В 1982 году я приехал на Камчатку по вызову из Тулы, окончил там культпросвет училище по специальности режиссёр народного театра. В Туле работал артистом театра кукол.

В те времена мы очень часто ездили по Камчатке. И что запомнилось — даём в каком-нибудь селе один спектакль два раза (чтобы все смогли посмотреть, потому что в клубе вместимость маленькая). Так вот на первый и второй спектакли приходило всё село. Сидят в проходах, толпятся сзади, под сценой… Так людям нравилось. Впрочем, и развлечений тогда в сёлах было мало.

Сейчас в театр детей стало ходить гораздо меньше, и я думаю, это, потому что нам некуда больше развиваться, не успеваем мы за современными реалиями. Выросли уже из старых стен… Нужны новые.

Галия Логвинец, актриса:

– Я приехала тоже в 1982 году из Тулы, где работала в театре кукол, а окончила ульяновское культпросвет училище по специальности режиссёр. Приехали в Петропавловск мы вместе с Вениамином.

На мой взгляд, детский интерес к театру не теряется, но ребёнка сюда кто-то должен привести. Родители сегодня не очень стремятся приобщить своих чад к искусству — то ли от занятости, то ли от лени, то ли от того, что в компьютерные игры можно играть, не выходя из дома.

Однако мы руки не опускаем и с надеждой ждём открытия нового театра. Там мы гораздо успешнее сможем бороться за детские души, чтобы оторвать их от заграничных игрушек и комиксов.

Нужен новый дом

Константин Глазычев, актёр:

– Я родился и вырос на Камчатке, окончил в 1999 году Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Работал в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, а на Камчатку вернулся в апреле 2007 года. В коллектив влился легко, свободно, не было никаких трений и неприятия. И с тех пор отыграл на сцене около пятнадцати ролей.

Сейчас много появилось конкуренции в организации детского досуга (это не считая компьютеров и айфонов): кинотеатры, детские развлекательные центры, где ребёнку много чего предлагается. Причём, цены там гораздо выше, чем в нашем театре. Но люди готовы платить, и эти заведения не пустуют. То есть, публике нужен пакет услуг: клоуны, мороженое, попкорн, кола, подвижные игры, короткие мультики, танцы, песни, поделки своими руками. Это не хорошо и не плохо — это сегодняшняя данность, и нужно к ней приспосабливаться, иначе совсем потеряем своего зрителя.

Олег Бойко, заслуженный артист России, актёр, режиссёр, сценарист:

– В 1989 году я окончил Днепропетровское театральное училище и сразу же приехал на Камчатку. Сам родом с Украины. Театр кукол — моё единственное место работы. За это время сыграл больше ста ролей, иной раз бывало, что в одном спектакле их оказывалось пять.

Мои коллеги говорят правильно — в этом здании театра мы уже полностью выработали свой технический и творческий ресурс. И не можем двигаться вперёд, хотя задумок ещё много. Нам нужен новый дом… И не столько нам, людям, сколько нашим куклам. Хочется сделать что-то лучше, но технических возможностей на это «лучше» нет.

Наш театр очень хорошо встречают в других городах, мы привозим оттуда дипломы, награды. То есть, где-то за морем нас ценят, а родная Камчатка держит за бедных родственников...

Справка
Театр кукол в Петропавловске-Камчатском официально открыт в соответствии с приказом Управления культуры Камчатского облисполкома от 15 апреля 1980 г. 6 ноября 1980 г. камчатские дети увидели первый спектакль театра «Таинственный гиппопотам». Эта дата и считается днём рождения Камчатского театра кукол. Позади более 150 постановок для взрослых и детей, тысячи спектаклей не только на сцене театра, но на фестивалях и гастролях по всей России. Камчатский театр кукол, как участника всероссийских и международных фестивалей, знают и уважают в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Абакане, Томске, Иркутске, Москве, Санкт-Петербурге, Украине и Сербии.

Сергей Турков

Смотрите также: