25 января исполнилось 55 лет отдельной смешанной авиационной эскадрилье в поселке Ключи-1.
Пилотам здесь приходится выполнять специфические функции. Они обслуживают полигон "Кура" - всероссийскую мишень для межконтинентальных ракет. Самолеты сопровождают ракеты (или по-военному - изделия), когда они подлетают к Камчатке, и получают от них определенную информацию. После того как изделие рухнет на полигон, в дело вступают вертолеты. Их задача - определить место падения и высадить рядом с ним группу специалистов. Хотя зимой сделать это непросто - приземляться порой приходится на многометровые сугробы.
Впрочем, занимаются авиаторы не только сопровождением и поиском ракет. В их задачу входят воздушная разведка, доставка товаров, почты, санитарные рейсы, участие в спасательных операциях и т. д.
Руководит эскадрильей 35-летний подполковник Анатолий КИЗЬЯКОВ, который в 2003 году сменил на посту командира своего отца - тоже Анатолия Кизьякова.
Накануне юбилея части с Анатолием Анатольевичем встретился журналист "АиФ-Камчатка".
Не все сразу
- Скажите, сколько часов в год летчик должен налетать?
- В среднем - 70 часов.
- А реально сегодня сколько летают?
- Больше. У командиров уровнем до второго класса налет до 70 часов. Опытные командиры и инструкторы летают в среднем по 110-180 часов.
- К какому возрасту летчики обычно становятся опытными?
- В Советском Союзе в военно-транспортной авиации существовал негласный принцип: если летчик до 30 лет не стал командиром экипажа, он уже никогда им не станет...
Хотя можно сказать, что опытным летчик никогда не становится. Во-первых, потому что небо не любит авторитетов. А во-вторых, потому что в каждом полетном задании есть что-то новое.
- Авиационный парк в эскадрилье меняется?
- Пока нет.
- Когда вы получили последнюю машину?
- Крайнюю. В авиации нет слова "последняя"... В конце 80-х годов к нам пришли новые вертолеты Ми-8.
- А самолеты?
- Нашим самолетам за 40 лет.
- Обновление планируется?
- Думаю, в ходе реформирования авиации и к нам придет новая техника. Не все сразу... Сейчас, по крайней мере, исправно финансируются ремонтные мероприятия.
- Бюджет ВВС, как говорят, увеличивается, почему же авиационный парк не обновляют?
- Это больше политический вопрос. Но коль наши вертолеты и самолеты еще не выслужили свой ресурс, зачем государству нести финансовые потери. Специалисты регулярно проверяют авиационную технику. За те годы, что я возглавляю эскадрилью, еще ни один наш летательный аппарат не был отстранен. Металл находится в надлежащем состоянии, все системы способны выдержать нагрузки, на которые они рассчитаны.
- Ми-8, конечно, - хороший вертолет, но все-таки это вертолет ХХ века...
- У нас в стране все принято сравнивать с США. Так вот у них бомбардировщики Б-52, которые еще во Вьетнаме воевали, до сих пор на вооружении. Американцы продлевают срок эксплуатации своих летательных аппаратов до 60 лет и выше...
НЛО над Ключами
- Есть какой-нибудь зарубежный вертолет, которым вы хотели бы пополнить авиапарк эскадрильи?
- Я расскажу вам историю, которую мне когда-то рассказал мой инструктор. Он в свое время служил в Ираке. На вооружении иракских ВВС были вертолеты, произведенные в разных странах - СССР, Италии, Франции, Германии. Французские машины, например, доставляли в Ирак вместе с ангарами, в которых поддерживались соответствующие климатические условия. А наши вертолеты стояли в пустыне - опаленные солнцем, задуваемые песком. Как-то инструктор спросил иракского летчика: "Какие вертолеты тебе нравятся?" Тот ответил: "Немецкие". - "А на чем ты будешь летать?" - "На Ми-35..."
Может, наши летательные аппараты где-то и "топором" сделаны, но они очень надежны. Это и позволило нам выжить в 90-е годы. Финансирования практически не было, но техника продолжала летать.
- Какие сейчас зарплаты у летчиков?
- Командиры экипажей зарабатывают от 60 до 80 тысяч рублей в месяц - в зависимости от классности, от должности.
- Вы сменили на посту командира эскадрильи своего отца. Это довольно редкий случай. Кривотолков никаких не было?
- Были... Но, знаете, я же не склад с тушенкой принимал, а боевую часть. Моя должность предполагает высокую степень ответственности - за жизни пилотов, пассажиров. Это не то место, где можно ничего не делать и почивать на лаврах.
- И местные жители, и офицеры части говорят, что довольно часто видят в этих краях НЛО. По одной из версий, это американские беспилотники...
- Американские летательные аппараты в наше воздушное пространство зайти не могут, потому что оно контролируется противовоздушной обороной... Я думаю, люди видят спутники.
- В НЛО вы не верите?
- Я прожил определенный период жизни на полигоне в Плесецке. При запуске ракет там можно было увидеть различные явления. Например, свечение - и в виде сферы, и в виде спирали. И каждое утро после запусков в газетах появлялись заголовки - "НЛО над полигоном Плесецк".
Хотя случаи, конечно, бывают разные. Авиация неоднократно фиксировала неопознанные летающие объекты, которым и я не могу найти объяснение...
Смотрите также:
- Избранные небом: Кто держит под контролем воздушное пространство Камчатки →
- Неземная работа: все лётчики — романтики →
- Куда подевались камчатские парашютисты? →