Крабовые грабли

   
   

18 декабря на один из рыбоперерабатывающих заводов Камчатки завезли 40 тонн краба.

Чтобы понаблюдать за процессом переработки, на предприятие прибыли сотрудники Россельхознадзора, милиции, ФСБ. На глазах у представителей госструктур рабочие стали вилами закидывать членистоногих в огромную мясорубку, которая перемалывала панцири вместе с мясом и превращала деликатес в фарш темно-желтого цвета. Его затем отправляли в печь.

"Сначала крабов пытались сжигать целиком, но они, как выяснилось, плохо горят. Тогда их предварительно стали перемалывать и высушивать... Никогда не думал, что мне доведется крабами топить печку, ведь это все равно, что деньгами", - говорит машинист рыбомучной установки 70-летний Анатолий Курцов.

За неделю на заводе была уничтожена партия товара стоимостью примерно в 40 миллионов рублей.

Третья беда

Этих крабов можно было отдать в детские сады, школы, больницы, воинские части. В конце концов можно было продать их с аукциона - как поступают с конфискатом во многих странах мира. Раньше так делали и в России. Ведь арестованный краб - качественный продукт, просто добыт он незаконным путем. Однако в 2007 году к двум бедам нашей страны (дуракам и дорогам) добавилась третья - безудержная борьба с коррупцией. Тогда вдруг выяснилось, что при продаже арестованных лососей и крабов нередко происходит сговор чиновников и предпринимателей. Аукционы решили прикрыть. Владимир Путин подписал соответствующий указ, на основании которого были внесены изменения в Закон "О животном мире".

Однако нарушений едва ли стало меньше. Избавиться от конфиската непросто. Его по правилам можно либо сжечь, либо закопать, либо утопить на большом расстоянии от берега.

"На Дальнем Востоке просто нет мощностей, которые были бы способны уничтожить всю арестованную продукцию. Ведь ее объемы огромны, - считает координатор общественной коалиции "Сохраним лосось вместе!" Сергей Вахрин. - Зачастую деликатесы закапывают, топят или сжигают только на бумаге, а в реальности легализовывают и сбывают в Корею, Китай или Японию по сниженной цене".

Правоохранительным органам известны случаи, когда одну и ту же продукцию "уничтожали" несколько раз. Хотя в документах было указано, что закапывали разные партии. В камчатских газетах в последние годы периодически появляются объявления: "Куплю тухлую икру и краба". Тухлятиной предприимчивые земляки подменяют качественный конфискат, который в достатке имеется на складах.

Прибыль - в убыток

Специалисты, занятые в рыбной отрасли, называют происходящее абсурдом. Из-за непродуманного закона страна ежегодно теряет сотни миллионов долларов. Арестованная продукция месяцами хранится в петропавловских холодильниках.

С одной стороны, столь длительное хранение влетает государству в копеечку. С другой - трудности возникают у законопослушных рыбопромышленников. Им некуда складывать свой товар, так как холодильники забиты конфискатом. Есть данные, что сегодня в краевом центре скопились сотни тонн краба, изъятого у браконьеров, а также десятки тонн лососевой икры.

Камчатские рыбопромышленники рассказывают, что когда их зарубежные бизнес-партнеры узнают, как в нашей стране поступают с конфискатом, они просто крутят пальцем у виска. Иностранцам сложно понять: зачем ради эфемерной победы над коррупцией обращать в убыток дело, которое может приносить государству реальную прибыль...

Смотрите также: