Спать в "гробу" и умываться дождем...

   
   

Ему для счастья нужен только парус да ветер, и не обязательно попутный. Главное - сильный.

Два года назад Александр Крышталь оставил журналистику и должность тогда ещё в пресс-службе областной администрации, чтобы вместе с товарищами Андреем Полонянкиным и Алексеем Гуркиным отправиться путешествовать по Юго-Восточной Азии на яхте "Морской ветер". Пройдя десятки тысяч морских миль, самая известная камчатская яхтенная команда замахнулась на кругосветку...

Сырость за деньги

- Александр, что вас так привлекает в яхтинге?

- Мне самому это не всегда понятно. Как сказал один известный яхтсмен, парусный спорт даёт возможность ценой больших денег постоянно пребывать в холоде и сырости. Это некомфортный, причём очень экстремальный вид спорта. Однако тем, кто выбрал для себя этот образ жизни, отказаться от него очень сложно...

Я помню свою первую парусную гонку. Осень 1988-го, форты Кронштадта... Беспрерывно лил дождь, а гонка длилась несколько суток, не исключая ночь. В короткие перерывы между вахтами на руле я урывками спал в сыром спальном мешке в маленькой каюте, называемой "гробом". Но мне очень понравилось это особое состояние борьбы со стихией, преодоления самого себя. Я тогда понял, что этим спортом занимаются мужественные люди и что парус даст мне шанс увидеть мир.

   
   

Никогда не испытывал страха перед океаном, напротив всегда чувствовал, что эта стихия любит меня и эта любовь взаимна.

- Яхтинг - увлечение недешёвое. На какие деньги вы путешествуете?

- Мы всегда стараемся обходиться минимальными средствами. Большую часть пути проходим под парусами и только в крайних случаях включаем двигатель. Когда путешествовали в Японию, Корею, Китай, старались окупить затраты за счёт попутчиков.

Парадоксально, но в яхтенном деле люди довольно часто обходятся малыми средствами, имея лишь желание и волю. Классический пример - Евгений Гвоздев. Я восхищён этим человеком. Он был уже в преклонном возрасте, когда на балконе своей квартиры в Махачкале построил маленькую яхту и, практически не имея денег, обошёл на ней вокруг света. Такая смелость порой вызывала сочувствие. В Австралии яхтсмену устроили торжественную встречу, предоставили оборудование, помогли деньгами.

И у нас были похожие эпизоды. Когда мы в феврале зашли в порт Ниигата в Японии, на берегу нас встретили японские яхтсмены. Они были поражены тем, что яхта зашла к ним в середине зимы. Хозяин причала, к которому мы пришвартовались, познакомил нас с местной яхтенной общественностью, оказал всяческое содействие.

Подобные истории происходили неоднократно.

Восточные женщины

- За кормой "Морского ветра" - уже 32 тысячи миль и 18 стран. Что больше всего запомнилось?

- Многое. В Корее меня чрезвычайно удивило большое количество спортивных площадок. Причём они никогда не пустуют. На острове Чеджу есть гора Сарабонг, которая напоминает нашу Никольскую сопку. Но вся она испещрена спортивными дорожками, тренажёрами. Гора обращена к морю. И на закате солнца корейцы приходят туда заниматься спортом, соединяться с природой...

А в Японии первым ярким впечатлением был... унитаз в бесплатном общественном туалете - с подогревом и пультом управления. Ничего подобного я нигде больше не видел...

Вообще, в японцах меня привлекает многое. Они никогда не кичатся достатком, не ездят на дорогих машинах, живут в маленьких домах. Ведут себя очень скромно. У них практически нет бытовой преступности. Они пришли к пониманию, что человеку для жизни не нужно ничего лишнего, только самое необходимое. Ещё они очень любят дарить подарки. Я, конечно, не говорю, что Япония - это идеальная страна, в которой живут идеальные люди, но они, на мой взгляд, поняли что-то такое, чего никак не можем понять мы...

- Я слышала, что в восточных странах вы пытались найти себе супругу?

- Всё началось в Таиланде... Я был поражён отношением восточной женщины к мужчине. Она в нём растворяется.

Русские женщины, на мой взгляд, слишком увлеклись самоутверждением. Не спорю, они самые красивые и сильные в мире. Их эмансипированность и мужской характер, видимо, - ответная реакция на тяжёлые условия выживания. Могу это понять... Но мне надоело, если честно. И, думаю, не только мне.

В Таиланде и на Филиппинах я испытал поистине незабываемые мгновения жизни. Филиппинки, кстати, - одни из самых сексуальных женщин Востока, и, кроме того, для них, кроме мужа и детей, вообще ничего в мире не существует.

Увы, со временем я осознал, что в замкнутом филиппинском мире мне слишком тесно...Тем более, как сказал один мой знакомый дипломат, влюблённость восточных женщин слишком часто базируется на прагматичном подходе. Русская, если полюбила, может окунуться в свою любовь, как в омут. О моих любимых филиппинках, за спинами которых стоят их многочисленные родственники, такого, пожалуй, не скажешь.

Дождь вместо душа

- Александр, что самое страшное в океане?

- Когда яхта теряет управление и начинает дрейфовать к скалистому берегу. Однажды я оказался в подобной ситуации. Я находился тогда на яхте один и решил немного попутешествовать вокруг Таиланда. Был абсолютный штиль. В какой-то момент я обнаружил, что яхту стремительно сносит течением к скалистому острову. Завожу двигатель, но яхта остаётся неуправляемой. Обвязываюсь веревкой и ныряю под днище, вижу, что вокруг винта намотан большой кусок рыбацкой сети. Выныриваю, хватаю нож - и обратно в воду. Срезав сеть, быстро поднимаюсь на борт, но двигатель всё равно не заводится. И в этот момент, на моё счастье, подул легкий ветерок. Я "выдернул" парус из закрутки и крутым галсом буквально в нескольких метрах разошёлся с берегом.

В море надо уметь быстро и чётко анализировать ситуацию, ну а когда ныряешь - желательно всегда брать с собой нож.

- С пресной водой во время путешествий у вас никогда не возникало проблем?

- Когда заканчивается пресная вода, можно пить кровь рыб. Она утоляет жажду. У нас до этого, к счастью, не доходило, но на грани мы были. Приходилось собирать дождевую воду.

Помню, во время перехода от Малайзии до Филиппин был постоянный штиль. И вдруг пошёл дождь. Мы быстро намылились, чтобы помыться, а дождь закончился. А мы с головы до ног в пене. Я нырнул за борт, но соленая вода в таких случаях не решает проблем... Кстати, мы посчитали, что дневной расход воды на одного человека - 10 литров. Душ сюда не входит.

- Какие амбициозные планы вы готовы реализовать в ближайшем будущем?

- Новосибирский конструктор катамаранов Анатолий Кулик продвигает идею кругосветного путешествия на надувном разборном катамаране. Я вижу в ней большой потенциал.

Ведь на разборном катамаране можно не только плавать по морям, но и сплавляться по рекам, его можно транспортировать через континенты, горные перевалы.

На первом этапе мы собираемся пройти по пути Афанасия Никитина через Волгу и Каспий. Там разобрать катамаран, пересечь пешком Иран, потом собрать и дальше продолжить путешествие...

Афанасий Никитин - первый русский, который дошел до Индии без гроша в кармане, доказав, что человек с малыми средствами, но одержимый идеей, может преодолеть самые сложные препятствия... Мне бы хотелось закрепить этот тезис.

Ну а этой осенью мы на своём "Морском ветре" идём на Курилы и в Японию по следам известного капитана Василия Головнина. Готовы взять с собой попутчиков... кого не пугает экстремальная романтика путешествия под парусом.

ДОСЬЕ

Александр Крышталь. Родился в Киеве в 1966 году. Окончил Суворовское училище и факультет военной журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Служил военным журналистом сначала в Кронштадте, потом на Камчатке. Был редактором газеты "Тихоокеанская вахта". В 2004 году вышел в запас в звании капитана 2 ранга. Работал в пресс-службе губернатора Камчатской области. В последние годы жил в Таиланде, Японии, на Филиппинах и на Украине. Серебряный призёр первенства Украины по парусному спорту 2009 года.

Смотрите также: