"Не верьте ворожеям и экстрасенсам. И не смотрите по утрам программу "Малахов плюс", в ней хорошему не научат", - советует заслуженный врач России, депутат краевого Заксобрания Леонид Грачев.
В беседе с журналистом "АиФ-Камчатка" он рассказал о медицинских секретах, врачебных скандалах, уникальных операциях и многом другом.
Медицинский блокпост
- Леонид Александрович, прошедший год для камчатской медицины был непростым. Случались скандалы, громкие отставки. Увольнение двух главных врачей - Зиганшина и Волкова - было неоднозначно воспринято и медиками, и пациентами. А что вы думаете по этому поводу?
- Я думаю, что всем нам рано или поздно приходится уходить. И лучше это делать вовремя. Однако я не могу согласиться с формой, в которой главные врачи были смещены с должности. Ведь с ними даже не попрощались. Хотя и Волков, и Зиганшин внесли колоссальный вклад в развитие детского здравоохранения на Камчатке. И проводить их надо было достойно...
У нас любят говорить, что все должно быть для человека, во имя человека. Но на деле часто забывают об этом.
- В детской поликлинике уже заметны не только кадровые перемены. Подъезд к ней перегородили. На площадке у поликлиники теперь паркуется несколько иномарок (очевидно, на них приезжают врачи), а у самого входа мне как-то довелось наблюдать "Ленд-Крузер" с блатным номером. Видимо, какой-то начальник привез на нем своего ребенка. Выходит, что в результате реформ подъезжать к поликлинике теперь могут только медики и их знакомые.
- Проблема с парковкой у поликлиники существовала давно.
Там действительно скапливалось слишком много автомобилей, которые создавали неудобства и детям, и их родителям. Какие-то меры, безусловно, надо было предпринимать. Но то, что сделано, - не выход из положения. Когда я увидел бетонные блоки, которыми перегородили въезд, у меня сразу возникла ассоциация с военным блокпостом. Где-нибудь на Северном Кавказе подобные меры безопасности, возможно, уместны. Но наша детская поликлиника, слава Богу, не горячая точка. И ограждения создают неудобства не только для водителей, но и для пешеходов, особенно, для мамочек с колясками.
Я полагаю, что если к больнице разрешается подъезжать медикам, то такие же условия должны быть созданы и для пациентов. А если пациентам въезд закрыт, то вообще никто не должен заезжать на территорию, кроме спецмашин...
Помню, в советские годы один руководитель медучреждения строго-настрого запрещал в своей больнице курить. Когда пациента, так скажем, "застукивали" с сигаретой, его тут же выписывали. И некоторые товарищи считали, что руководитель поступает правильно, обеспечивает дисциплину... Я, конечно, понимаю, что курить - вредно. Но оставлять больного без медицинской помощи - тоже, мягко говоря, неполезно. Дисциплина - это хорошо. Но во всем надо знать меру. А мы ее не знаем. Поэтому и родилась поговорка - заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет.
Работали за бутылки
- Сегодня, наверное, все понимают, что медики работают в сложных условиях, на старой аппаратуре. Но нарекания в их адрес возникают, в основном, не поэтому. Недовольство вызывает отношение к пациентам со стороны медперсонала.
Наши врачи с больными почему-то не разговаривают. То ли потому, что считают их людьми низшего порядка, то ли потому, что сами ничего не знают, и им просто нечего сказать...
- Мне неоднократно доводилось отвечать на подобные вопросы. В том числе и на страницах вашей газеты. Некоторые врачи потом на меня обижались, говорили, что я дискредитирую профессию. Что ж, придется "дискредитировать" ее еще раз. Действительно, подавляющее большинство жалоб касается не качества медицины, а неуважительного отношения медицинских работников к пациентам. Хотя это недопустимо. Я прекрасно понимаю, что врачам сегодня сложно. Ну а когда нам было легко? Молодой человек или девушка, которые планируют поступать в медицинский институт, должны быть готовы к трудностям. К тому, что им придется общаться с непростыми, больными физически или духовно людьми. И сколотить на них миллионы вряд ли удастся...
На мой взгляд, медицину испортили 90-е годы. Тогда врачам месяцами не платили зарплату. И они вынуждены были зарабатывать сами - кто как может. Некоторые по сей день не могут остановиться.
- Порой врачи берут деньги с пациентов не от хорошей жизни.
В Петропавловске, например, недавно уличили заведующего моргом. А вскоре выяснилось, что средства, полученные от клиентов, он тратил на нужды своего медучреждения.
- Мне известна эта история. И заведующего патологоанатомическим отделением я очень хорошо знаю. Это честный человек, он не наживался на медицине. Хотя, возможно, формально и нарушил закон. В принципе, платные услуги сегодня разрешены. Другое дело, что их надо соответствующим образом оформить, организовать оплату через ту же кассу...
Когда я только начинал работать, в 70-е годы прошлого века, с пациентов вообще никогда не брали деньги. Если они хотели отблагодарить врача, то несли конфеты, коньяк. А у нас в детском хирургическом отделении постоянно не хватало бумаги, ручек, мыла, всякой мелочевки. И наш заведующий Альфред Петрович Каява придумал интересную схему - бутылочную. Пустая бутылка из-под молока или кефира стоила тогда 30 копеек. Когда мамы спрашивали, что из продуктов принести ребенку, врачи всегда отвечали - кефир, ацидофилин... Потом пустые бутылки сдавали, а деньги тратили на хозяйственные нужды. За этим следила сестра-хозяйка.
Заболели - лечитесь
- Леонид Александрович, врачи тоже иногда болеют. Вы, например, у кого лечитесь?
- Как правило, у коллег в краевой больнице.
- Обращаетесь к ним, как и положено, через регистратуру?
- Если честно, то нет. Звоню знакомым. Я всем советую иметь знакомого семейного врача, которому вы доверяете.
- Сегодня модно составлять рейтинги политиков, спортсменов, музыкантов. А вы могли бы составить рейтинг камчатских врачей?
- Мог бы, но не стану этого делать. Вдруг кого-нибудь забуду... Хотя одного врача все-таки назову. Это Борис Иванович Козлов. Он уже 40 лет работает в хирургическом отделении краевой больницы. Каких-либо регалий у него нет. Но многие камчатские доктора, если с ними что-то случается, стараются попасть на операционный стол именно к Борису Ивановичу.
- Вы можете вспомнить самую уникальную операцию, которая проводилась на Камчатке?
- У нас были операции уникальные не столько по технологии, сколько по результату. Помню, еще лет 30 назад в хирургическое отделение детской областной больницы поступил шестилетний мальчик после ДТП. У него были разорваны печень и селезенка, переломана грудная клетка. Пожалуй, не было органа, который не пострадал. Мы боролись за его жизнь несколько суток. И он выжил. А потом пошел на поправку. Детский организм порой восстанавливается удивительно быстро, прямо-таки чудесным образом. Так произошло и в тот раз. Мы потом долго поддерживали связь с семьей этого мальчика. Со здоровьем у него все было в порядке.
Подобных случаев не так уж и мало. Что бы там ни говорили, уровень камчатской медицины довольно высок. В последние годы поликлиники, благодаря нацпроекту, частично оснастили современным оборудованием. Хотя нам, конечно же, хотелось бы большего. Не спорю, здравоохранение получает серьезные средства, но в процентном соотношении - это лишь 4 % от краевого бюджета. Кстати, при губернаторе Бирюкове на медицину, спорт и физкультуру тратили почти 25 %. А на дружественной нам Кубе на здравоохранение идет 50 % национального бюджета. Поэтому и медицина там одна из лучших в мире.
- Леонид Александрович, у многих врачей есть свои особые секреты здоровья. Наверное, и у вас - тоже. Расскажите о них читателям "АиФ-Камчатка".
- Я думаю, что работать надо, пока чувствуешь в себе силы, ощущение востребованности продлевает жизнь и для здоровья полезно. Пример тому - долгожители-врачи Углов, Петровский, Войно-Ясиневский.
Надо общаться с друзьями, родственниками. Сейчас для этого есть все возможности - телефон, Интернет. И еще нужно заниматься физкультурой, правильно питаться. А уж если заболел - лечиться.
Почему на Западе продолжительность жизни дольше, чем у нас? Не потому что они не болеют, а потому что лечатся, выполняют предписания врачей, соблюдают режим и живут со своими хроническими недугами до 80-90 лет. В этом плане нам надо следовать их примеру. И не верить ворожеям, гадалкам, БАДам. И еще мой вам совет, не смотрите по утрам программу "Малахов плюс". В ней хорошему не научат...
Смотрите также:
- «Оптимисты болеют реже». Заслуженный онколог РФ — о том, как победить рак →
- Две недели из жизни камчатских хирургов →
- Почему камчатская медицина хромает →