Для прощального спектакля она выбрала пьесу Самуэля Беккета "Счастливые дни". Эту постановку им с актером и режиссером В. Зверовщиковым разрешили "в качестве исключения" - считалось, что Беккет слишком сложен и его камчатские зрители не поймут.
Но те, кто пришел в тот вечер в театр, все поняли. Они сопереживали, плакали, а после спектакля устроили артистам овацию.
На следующий день она написала заявление "по собственному желанию". И вот уже пять лет заслуженная артистка РСФСР М. Соловьева - обычная российская пенсионерка. С ветераном камчатской сцены встретился корреспондент "АиФ-Камчатка".
- Как живете, Майя Степановна? Как себя чувствуете?
- У меня болят ноги, мне больно ходить, давление подскакивает. Но это не важно. Получаю пенсию 6 тыс. руб. Правда, на днях мне позвонили из Союза театральных деятелей и сказали, что А. Калягин (председатель СТД. - Авт.) наконец-то подписал приказ, и с августа я буду получать дополнительно 300 руб. за то, что 10 лет руководила Камчатским отделением Союза. Очень много денег уходит на оплату квартиры, в которой мы живем с дочерью Любой и внуком Мишей. Они оба работают на областном телевидении, где зарплаты не очень большие.
- Как выглядит ваш обычный день?
- Просыпаюсь. Первым делом принимаю все те лекарства, которые мне положены. Завтракаю тем, что мне можно есть. Делаю небольшую зарядку, упражнения, которые мне прописал врач. Потом Люба и Миша уходят на работу, и я остаюсь дома одна.
- И чем занимаетесь?
- Читаю, точнее, перечитываю любимые книги. Сейчас с огромным удовольствием перечитываю "Зиму тревоги нашей" Джона Стейнбека. Слушаю музыку. По телевизору смотрю "Культуру" - там часто показывают старые спектакли с моими любимыми актерами. И жду, когда дети придут домой. Очень скучаю без них. Миша - замечательный внук. Он по профессии видеооператор, записал мой последний спектакль, переписал на телевидении другие мои спектакли на диски, красиво оформил их и подарил мне.
А еще он пишет историю нашей семьи. Постоянно просит что-нибудь вспомнить о моих родителях, друзьях, о работе на сцене.
- Бывшие коллеги по театру приходят навестить?
- Нет. Единственный человек из театра, который ко мне приходит - Татьяна Артемьева (артистка театра. - Авт.). Она наша - камчатская, из Сероглазки. В детстве часто ходила в театр, ей нравилось, как я играю. После института она вернулась в Петропавловск, и с тех пор мы дружим. У нее не очень много свободного времени, но она навещает меня и дома, и когда я лежу в больнице. Единственный день в году, когда ко мне приходит много народу - мой день рождения. Тогда действительно наступает праздник для меня.
Правда, звонят. Зоя Янышева (артистка театра. - Авт.), ее муж Валентин Зверовщиков (художественный руководитель театра. - Авт.) звонят. Это они хлопотали насчет прибавки от СТД. Спасибо им. А то сейчас такие цены! Я по магазинам не хожу, но иногда Люба говорит, что, сколько стоит - мне просто плохо делается.
- С материком переписываетесь?
- В основном, перезваниваюсь. С композитором Исааком Шварцем - мы с ним знакомы с молодости. Когда я могла ездить в отпуск, у него останавливалась, позже он мне очень помогал: присылал редкие лекарства.
А вообще сегодня мои лучшие друзья - это врачи (смеется). Вот с кем мне повезло! У меня прекрасный участковый врач в поликлинике - Зоя Стефановна Худякова. А другой мой врач - Алексей Юрьевич Терешев - заведующий невралгическим отделением областной больницы получил звание лучшего врача года.
- Он врач года. вы Заслуженная артистка РФ.
- РСФСР.
- Извините, РСФСР. Не обидно, что не получили звание Народной?
- Я хорошо поработала в камчатском театре, была счастлива в творчестве. А что касается званий... Мне говорили, что пошлют документы на "Народную", но не случилось. Бог с ним. Нет, так нет. От званий никто не становится талантливей. Не была бы я "заслуженной", была бы просто артисткой Майей Соловьевой. Я счастлива, что меня до сих пор зрители узнают. Даже когда прихожу в больницу, обязательно кто-то скажет: "Мы вас помним, мы вас любим". А когда недавно лежала в больнице, ко мне подошла одна больная: "Вы меня не помните, но в 70-е годы вы гастролировали у нас на побережье и жили в моем доме". Она до сих пор помнит наши спектакли, кого я играла и даже чем она меня кормила - гостиниц тогда не было, и артистов расселяли по местным жителям. Конечно, все это очень дорого для меня.
- Что бы вы пожелали читателям "АиФ-Камчатка"?
- Чтобы они не забывали стариков-пенсионеров, которые сделали для Камчатки что-то хорошее, значительное. Я не себя имею в виду, а всех - рыбаков, строителей, учителей...
Майя Соловьева - заслуженная артистка РСФСР. В Камчатском театре драмы и комедии работала с 1954 по 2001 год. Сыграла около 150 ролей. Самой значимой и трудной для себя считает роль Марии Стюарт в спектакле по пьесе Ф. Шиллера. Другие любимые роли: Клея ("Эзоп"), Катерина ("Гроза"), Тугина ("Последняя жертва"), Коллонтай ("Посол Советского Союза"), Эржи ("Проснись и пой"), Вини ("Счастливые дни").
Смотрите также:
- Что прозевали камчатские чиновники в запрещённом спектакле "Золушка" →
- Артистка Зоя Янышева – о театре, нравственном законе и родной речи →
- Сладкая трясина театра →