Яхта «Морской воробей», отправившаяся два года назад в кругосветное путешествие, из-за пандемии оказалась в ловушке на бразильском острове. Но камчатский яхтсмен Андрей Воробец надеется продолжить поход.
Автостопом через океан
17 сентября 2019 года «Морской воробей» покинул столицу Эстонии – Таллин. Планировалось, что за пять месяцев яхта пройдёт через Швецию, Данию, Польшу, Германию и Испанию. Дальше – Гибралтар и Атлантика. Сначала целью экспедиции было пройти через Атлантику, обогнуть мыс Горн и достигнуть Ушуая в Аргентине, самого южного города земли. Позже было решено совершить кругосветку и из Ушуая дойти до Камчатки.
За время странствий по Европе у Андрея Воробца сменилось пять попутчиков. «В одном порту брал матроса-попутчика, доходил с ним до очередного пункта назначения, где тот сходил на берег, и приходилось искать нового», – пишет в инстаграм-аккаунте экспедиции яхтсмен.
На испанском острове Тенерифе капитан подобрал шестого попутчика, который не был моряком, а просто путешествовал автостопом по миру. В марте прошлого года Воробец добрался до островов Зелёного мыса (государство Кабо-Верде, Aфрика). Ночью судно зашло в рыбный порт, а наутро команда узнала о пандемии.
«Порт был закрыт на карантин. Остаться нам не разрешили. Подошла полиция на катере, попросили удалиться. Смотрели, как на чумных. Отошли подальше от берега, стали ждать», – рассказывает Воробец.
В Кабо-Верде «Морской воробей» простоял неделю, на берег из-за карантина моряков так и не пустили. Полиция привезла на судно продукты, что оказалось весьма кстати. Пополнив запасы, моряки направились в Бразилию.
На острове у пиратов
За 28 дней Андрей Воробец с попутчиком-автостопщиком преодолели по Атлантике около 3 тысяч миль и 22 апреля 2020 года подошли к берегам Рио-де-Жанейро.
«Бразилия встретила нас радушно, несмотря на пандемию. Директор яхт-клуба на своём джипе отвез в полицию. Разрешили стоянку в бухте, позже с помощью друзей удалось получить долгосрочное разрешение на пребывание в стране. Мой попутчик Егор сошёл на берег, и я снова остался один», – рассказывает капитан.
По плану дальше был мыс Горн, но границы были закрыты из-за пандемии. Восемь месяцев судно простояло на буе в районе Рио-де-Жанейро.
В декабре прошлого года капитан попытался продолжить путешествие. Запросил в Аргентине разрешение на пересечение границы, но получил отказ опять же из-за пандемии. Средства заканчивались, нечем было даже оплачивать стоянку на буе в бухте за 100 долларов в месяц. Помог случай.
«Однажды в яхтенном магазине познакомился с хозяйкой донной Алаид, ей 73 года, а потом с её другом Маориссимо. Они нас с «Морским воробьем» и спасли, – рассказывает Андрей Воробец. – У донны Алаид был участок земли с домом на острове Илья-Гранди в 100 километрах от Рио. Когда-то там обитали пираты, потом была тюрьма строгого режима. Благодаря моим новым друзьям я поселился на острове, а «Морской воробей» получил стоянку в одной из бухт Илья-Гранди. Договорились, что за это я присматриваю за домом и веду хозяйство. Так и начал робинзонить».
На пиратском острове капитан починил генератор, водопровод и насос, убрал мусор на берегу. Вскопал целину, посадил огород. Приходилось валить деревья в джунглях. Хозяева часто приезжали на остров, с их помощью Воробец наведывался на материк.
Стал нелегалом
На острове путешественник жил почти год. Шанс вырваться из Бразилии у «Морского воробья» появится в декабре. Только в это время года погода позволяет маленькой лодке пройти смертельно опасный пролив Дрейка, известный, как кладбище кораблей, и добраться до самого южного города земли Ушуая, главной цели экспедиции.
«Но для продолжения кругосветки «Воробью» требуется срочный ремонт. За два года яхту изрядно потрепало, и продолжать на ней поход опасно для жизни, тем более идти на мыс Горн. Работы стоят порядка 1,5 миллиона рублей», – сообщил Андрей Воробец.
Друзья и знакомые капитана начали сбор средств на спасение экспедиции. Имена всех дарителей обещают указать в титрах фильма о кругосветке и занести в судовой журнал яхты. За пожертвования в 75 тысяч рублей дарителю обещают золотую серьгу покорителя мыса Горн и именной диплом. Первые незначительные средства уже начали поступать.
По последней информации в инстаграм-аккаунте экспедиции @seasparrowpage, яхта Андрея Воробца покинула гостеприимный пиратский остров и, пройдя 150 миль, дошла до порта Гуаружа, где есть верфь для ремонта.
Но в Гуаружу с Воробца запросили бумажку с печатью о легальности нахождения в Бразилии. «И вдруг в полиции выяснилось, что я нелегал! То есть у меня есть оформленный чек ин, таможня, бумаги на руках, стоит отметка в паспорте, но в компьютер это не занесли», – рассказал яхтсмен.
Однако оптимизма Воробец не теряет и рассчитывает преодолеть бюрократические препоны, починить яхту и продолжить путешествие.
60 суток. Время пошло!
13 октября яхтсмен получил разрешение на пребывание в Бразилии ещё на два месяца, после чего ему необходимо покинуть страну. А значит самое главное в его планах – успеть отремонтировать судно. За неделю до этого, яхту подняли на берег для ремонта. «Морской воробей» простоял в воде 8 месяцев, последний раз его поднимали в прошлом году, когда Андрей Воробец надеялся продолжить поход.