В последнее время тенденция негативного поведения подростков заметно возросла. Только за полгода произошло два массовых расстрела в образовательных учреждениях и десятки эпизодов самоубийства. Во всех случаях фигурировали подростки от 14 до 19 лет.
Последствия трагедий чаще всего сказываются на детях: наблюдаются запущенные психологические проблемы и травмы. Дома ребенок сутками проводит за компьютером, а в школе становится отчужденным и замкнутым, а также нередко подвергается травле со стороны.
Корреспондент «АиФ-Камчатка» выяснил, как обстоят дела у подростков, живущих в Петропавловске, а также узнал мнение практикующего специалиста, клинического психолога Александра Шестакова.
«К нам в школу перевелась новая девочка. Очень странная, ни с кем не общается, постоянно в телефоне сидит. На вид обычная, но у нее очень глубокие порезы на руках и на ногах, огромные шрамы, ужасно выглядит. Как-то на уроке английского у всех спрашивали о наших желаниях, когда очередь дошла до нее, она сказала, что хочет умереть. Мы все в шоке молча сидели», – поделилась десятиклассница одной из школ Петропавловска.
Как рассказал Александр Шестаков, иногда, случаи подростковой аутоагрессии заканчиваются в специальной лечебнице. На его практике таких было четыре.
Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску.
«Словесная терапия оказалась бессильна. Еще на практике был случай, когда после ужасного инцидента несовершеннолетний Андрей (имя изменено) попал в место лишения свободы. Во всех этих историях не было совместной работы родителей, специалистов, преподавателей. Тревогу забили слишком поздно, когда вернуть ребят в нормальное состояние без специальной медицинской поддержки стало невозможно», – подчеркивает психолог.
Но не все так безнадежно. Александр Шестаков привёл и позитивный пример, когда ребенка удалось социализировать. 16-ти летняя Катя (имя изменено) страдала затяжной депрессией и тревожностью на фоне психологической травмы и тяжёлых отношений в семье. Она не могла справиться с ненавистью к себе, занималась самоповреждением и в итоге попала в больницу, после попытки лишить себя жизни. Однако, спустя время, благодаря комплексной терапии и теплой поддержки родителей, ребёнок смог восстановиться и сейчас живет счастливой и полноценной жизнью.
Почему так происходит
На детей, рожденных с «телефоном в руках», негативное влияние оказывает интернет. Как и все блага технологического прогресса, социальные сети имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны, соцсети помогают подросткам заводить знакомства, получить поддержку или совет. С другой, они наносят серьезный вред психике ребенка. Особенно мощно негативное влияние интернета проявляется, если подросток одинок, не вписывается в компанию сверстников или подвергается буллингу в школе.
Подавленный и одинокий ребенок очень легко может столкнуться с деструктивным контентом в интернете: суицидальные группы; группы, призывающие к насилию. Если подросток отчужден от семьи и сверстников в реальной жизни, вероятность крепкой связи с виртуальными единомышленниками будет намного выше. Администраторы и создатели подобных интернет-групп искусственно повышают значимость подростка, то, чего эмоционально ослабленному ребенку не хватает в реальной жизни. Когда неокрепшая психика ребенка оказывается в руках таких людей, достаточно подтолкнуть его в выбранном направлении, чтобы случилось непоправимое.
Буллинг – это относительно новый термин, означающий намеренные негативные действия в адрес одного ребенка другим или группой детей.
«Я работаю в школе 30 лет. С самим понятием буллинг я познакомилась года 3-4 назад. На сегодняшний день, уже неоднократно сталкивалась с этим явлением среди учеников и понимаю, что это такое. Чаще всего встречается травля или драки. К счастью, в нашей школе это происходит не так часто. Профилактические беседы с учениками по поводу буллинга проводятся регулярно. Особенно с теми классами, где это уместно, или с группами учеников. В школе есть психолог, он работает в системе, все дети, которые подвергались буллингу или являлись активными участниками травли или драк находятся под его контролем» – рассказывает Татьяна Черная, учитель и заместитель директора школы №34 Петропавловска-Камчатского.
Как уберечь ребенка
«Подростки с расстройствами редко сами берутся за оружие или идут на самоубийство. В среднем, они спровоцированы чем-то или кем-то, но сами агрессорами выступают редко. Так называемые «интернет-наставники» могут показать или направить их на определенный путь, но чаще всего катализатором, спусковым крючком, побуждающим к действию, становится какой-то фактор извне, будь то школьные обидчики или непростая ситуация в семье» - поясняет психолог Александр Шестаков.
Как рассказывает педагог Татьяна Черная, проблемных детей в школе хватает, подчеркнув, что проблемы, в первую очередь, идут из семьи.
Школа и интернет, это основная среда, в которой растет и формируется современный ребенок. Как отмечают многие специалисты, чтобы подросток мог противостоять негативу во внешнем мире, ему необходима прочная эмоциональная связь с семьей. Если мы наблюдаем за ребенком, в семье которого проблемы решаются разговорами, присутствует эмпатия и он может без страха делиться своими переживаниями– то у него не будет возникать потребности искать «искаженного принятия» в сети. Важно стараться создать с ребенком доверительные отношения и рассказать о всех опасностях, которые могут встретиться ему в интернете.
Подростки и криминал на Камчатке
На Камчатке, как и в любом другом городе, происходят случаи, от которых шевелятся волосы на голове, и связанные с агрессией подростков. Мы вспомнили некоторые из них, где речь идет уже о совершенных преступлениях.
Один из таких случаев, который обсуждала вся Камчатка, произошел в августе 2017 года. Два подростка, 16 и 17 лет, жители села Апача проводили время в недостроенном 5-этажном здании. Вместе с ними был 16-летний односельчанин. Ребята знали, что он отстаёт в психическом развитии и не в полной мере способен осознавать совершаемые в отношении него действия, а также оказать им адекватное сопротивление.
Воспользовавшись беспомощностью товарища, они принудили его совершить в отношении них действия сексуального характера. При этом старший парень угрожал в случае неповиновения сбросить его с пятого этажа.
Всё происходящее подростки сняли на камеру мобильного телефона. Суд сначала назначил условное наказание обоим, но затем 17-летнему заменили «условку» на реальный срок.
В этом же году в июне на Камчатке арестовали 17-летнюю девушку по подозрению в создании «групп смерти» в социальной сети «ВКонтакте» и покушении на убийство группой лиц по предварительному сговору.
Девочка решила вступить в группу смерти в Интернете. Через сеть она связалась с одним из администраторов, проживающим в западной части страны, и сообщила о своём желании стать таким же, как и он. После прохождения дистанционной подготовки девушка стала администратором «группы смерти». Она завела несколько аккаунтов под вымышленными именами и стала переписываться с потенциальными жертвами и рассылать приглашения вступить в игру.
Одной из жертв девушки стала школьница из Хабаровска. Подозреваемая, представившись молодым человеком, втерлась в доверие к девушке и стала играть с ней в смертельную игру. В марте по заданию камчатской ученицы девушка поднялась на крышу многоэтажного дома для совершения самоубийства. Трагедию предотвратили сотрудники полиции.
Но когда дело касается подростковой психики, настроения, уместно говорить и о еще одной стороне медали – суициде среди детей. Так, в 2015 году на Камчатке, 13-летняя девочка, находясь дома, самостоятельно приняла большую дозу медицинского препарата «Сонопакс». Девочке стало плохо, и её госпитализировали в Олюторскую районную больницу. Ребенка удалось спасти.
Причем, у подростка имелись все необходимые условия для проживания, обучения, развития и отдыха. Однако, несмотря на это, у девочки и ранее случались психологические срывы, которые заканчивались порчей имущества, истериками и ссорами с родственниками.
«Детям всегда важно быть услышанными и увиденными, независимо от того, с какими проблемами они сталкиваются. Даже один человек, который начал относится к ним с уважением, прислушиваться к их проблемам и принимать их такими, какие они есть, уже в корне изменит картину мира в сторону позитива. Тяжело быть учителем, тяжело быть родителем, тяжело быть взрослым, но ребёнком быть тоже нелегко. И если каждый задействованный человек в цепочке воспитания ребёнка будет об этом знать, то дети нам будут только благодарны» - подчеркивает психолог.