Примерное время чтения: 8 минут
613

Подготовленная реальность. Какие опасности поджидают ребёнка в сети

Чем позже ребёнок войдёт в альтернативный мир, тем лучше.
Чем позже ребёнок войдёт в альтернативный мир, тем лучше. pixabay.com

«Гулять не выгонишь, с телефоном не расстаётся», – всё чаще сетуют современные родители. И если раньше находящийся в поле зрения взрослых ребёнок был защищён от всех бед, то сегодня говорить об этом уже не приходится.

В рамках форума «ProДФО», который проходил на Камчатке с 17 по 19 октября, в регион прибыл общественный деятель, автор книг «Основы выживания в сети. Краткий курс для детей и родителей», «Дети Интернета. Что они смотрят, и кто ими управляет» и руководитель проекта «На распутье.ру» Андрей Афанасьев. Писатель рассказал корреспонденту «АиФ-Камчатка», как родителям защитить своё чадо от негативного воздействия соцсетей, какой деструктивный контент существует сегодня в Интернете и что делать с гаджетами, когда полностью лишить детей их невозможно.

НЕ НАШЕ МЫШЛЕНИЕ

– Андрей Анатольевич, почему вас заинтересовала тема безопасности детей в интернет-пространстве?

– У меня трое детей и, соответственно, прямой интерес понять, что происходит в онлайн-среде, где они проводят время. Безопасность в Интернете касается и детей, и взрослых, потому что все мы находимся под его влиянием, просто в разной степени. Дети серьёзнее подвержены влиянию извне, так как не имеют жизненного опыта, у них ещё не сформировалось критическое мышление. Они не могут противостоять всем угрозам, существующим в сети, в силу возраста и непонимания тех процессов, которые происходят в соцсетях.

– Почему важно обратить внимание родителей на эту проблему? Какие в сети бывают опасности?

– Проблема в том, что современный цифровой мир даёт некий разрыв реальности. Ситуации, когда ребёнок увлёкся чем-то опасным, были и до появления Интернета, телевидения и даже радио, они были всегда. Но раньше, в «доинтернетную» эпоху, при появлении опасного увлечения или субкультуры, об этом в равной степени знали как дети, так и родители, нередко бабушки и дедушки, и было понимание, что с этим делать. Сейчас же дети могут быть по уши вовлечены в опасную тему в соцсети, а родители могут даже не иметь представления о сути самого явления. Бывает, что родители знают, что ребёнок чем-то увлечён, но не осознают опасности. Как пример можно привести аниме. Многие дети воскликнут, что я покусился на святое, но родителям важно понимать, что аниме – это не мультфильмы, хоть и выглядят очень похоже. Это отдельный вид продукции, совершенно не предназначенный для детей. Существует масса аниме, запрещённых во многих странах мира или имеющих ограничения, в том числе и в Японии. У нас же в стране ни одно аниме не запрещено.

– В чём же опасность аниме?

– Аниме – готовый идеологический продукт по вовлечению детей в суицид, депрессию, ЛГБТ. Очень многие произведения ориентированы именно на эти темы. При этом аниме притягательно тем, что не имеет аналогов ни у нас в стране, ни в Голливуде, ни на западе. Необходимо создавать альтернативный вид анимации, которая была бы интересна подросткам. Я знаю массу примеров, когда дети из абсолютно благополучных семей начинали увлекаться аниме и очень сильно менялись. Хотя сначала смотрели хорошие аниме под присмотром родителей, но проблема в том, что аниме бесконечно. Исследование показало, что для просмотра всего аниме необходимо потратить около 70 лет. Хорошие кончаются очень быстро, а гадость бесконечна – есть откровенно «расчеловечивающие» жанры. Например, в одном из самых популярных сейчас аниме идёт открытая пропаганда каннибализма. У японцев другие представления о добре и зле, их мышление и персонажи противоречат нашим.

ЗАВИСИМОСТИ СОЧЕТАЮТСЯ

– Это же явно не единственная опасность, поджидающая детей в Интернете?

– На разных платформах в открытом доступе встречаются порнография, пропаганда анорексии или самоубийства, сообщества, склоняющие к депрессии и так далее. К примеру, сейчас самая опасная платформа – Тelegram, ставший практически легальным даркнетом. Хочу сказать, что у детей в принципе не должно быть этого мессенджера. Там разводят на деньги, вовлекают в незаконную деятельность, предлагают приобрести запрещённые вещества. У нас сейчас сложилась парадоксальная ситуация – купить бутылку алкоголя ребёнку сложнее, чем тяжёлый наркотик. Имея смартфон, можно в два клика приобрести всё что угодно 24 часа в сутки. Ребёнку предлагается не только быстро и недорого купить наркотические вещества, но и заработать, став закладчиком. И всё это в обычном мессенджере.

– Ещё один «бич» современной молодёжи – вейпы, которые также активно пропагандируются в соцсетях…

– Это также информационная проблема и яркий пример того, как сочетаются химические и нехимические зависимости. В каждой школе есть коробка с конфискатом этой гадости, учителей инструктируют, что делать, когда подросток потеряет сознание после употребления вейпа, учат, как реанимировать ребёнка. В Интернете же детей уверяют, что курение вейпа абсолютно безвредно, но это не так. Электронные системы доставки никотина содержат солевой никотин, который намного опаснее обычного, так как не имеет запаха и вкуса. Соответственно, риск получить передозировку невероятно высок. Ребёнок вдыхает практически всю таблицу Менделеева, в том числе и опасные яды. Чтобы он не выплюнул эту «соску», добавляются различные ароматизаторы, перебивающие неприятный вкус выделяющихся при курении веществ. При этом продукция никак не контролируется и не сертифицируется. Таким образом производитель может добавить всё, что угодно, зачастую – ароматизаторы, вызывающие онкологию. Удивительно, что многие взрослые также верят в безобидность вейпов и сами покупают электронные сигареты своим детям. Что уж говорить о ребёнке, привыкшем верить первому источнику информации в Интернете, где его всеми правдами и неправдами уверяют, что курить вейп круто, модно и безопасно. И умалчивают, что у вейперов развивается двусторонняя симметричная пневмония, которая в природе не встречается. Дети после употребления вейпов не только останавливаются в развитии, но и начинают деградировать.

 «ДОМАШНИЙ ТРАНКВИЛИЗАТОР»

– Как оградить своё чадо от негативного влияния Интернета?

– Важно понимать, что все дети рано или поздно столкнутся с деструктивом. Наша задача как родителей – сформировать в голове у ребёнка такую систему ценностей и чётко привить понятия о добре и зле, чтобы при столкновении с деструктивным, у него появлялось к нему отвращение, понимание, что это неправильно. Я против полного запрета телевизора, компьютера или смартфона. Медиапродукцию можно и нужно использовать в воспитательных и познавательных целях, но делать это правильно – вместе с ребёнком смотреть хорошие фильмы и мультфильмы, например. Так у него с раннего детства сформируется понимание прекрасного, и, когда ему встретится омерзительный контент, который очень популяризируется, он вызовет у ребёнка отторжение. Но иногда маме удобнее дать малышу «домашний транквилизатор» – планшет с мультиками и заниматься своими делами, пока его воспитывает чёрное зеркало, пластмасса.

Исследования показали, что сегодня среднее время нахождения детей в сети составляет около 7 часов в день. Если ребёнок такое количество времени контактирует не с реальной реальностью, а с кем-то обработанной и подготовленной для него реальностью, с альтернативным миром, у которого могут быть абсолютно неправильные представления о хорошем и плохом, то каких результатов можно ожидать… Поэтому, в первую очередь, о последствиях необходимо задуматься родителям малышей, ведь родителям подростка, уже сформировавшемся на «неправильном» контенте, может быть поздно что-то менять. Важно просвещать родителей, чтобы они понимали – чем позже ребёнок войдёт в альтернативный мир, тем лучше.

– Если у ребёнка уже есть зависимость от гаджетов, как быть?

– Всё зависит от возраста. Если ребёнку 6-8 лет, то для его же безопасности нужно ограничить доступ к телефону. Ведь ему можно рассказать обо всех опасностях, а через 10 минут он зайдёт в деструктивную группу в соцсетях, увидит яркие картинки и видеоролики и забудет все объяснения. В 15-16 лет отбирать гаджет, конечно, уже поздно. Придётся тратить время и нервы, чтобы грамотно донести о вреде постоянного нахождения в сети. Можно объяснить, что соцсети нас всех воспринимают как бесплатный источник дохода. Для платформ мы, как пчёлы, приносящие мёд. Когда мы сидим в соцсетях, мы на них работаем, потому что делаем две важные вещи – создаём контент, неважно, какого качества, и смотрим рекламу, за что платформа получает деньги от рекламодателя. Задача – сделать так, чтобы мы там сидели как можно дольше, ведь каждая минута, когда пользователь онлайн, монетизируется. Ребёнку важно задать вопрос, хочет ли он бесплатно всю жизнь на кого-то работать? Тратить свою жизнь, своё здоровье на то, чтобы какие-то платформы на нём зарабатывали? Лучше потратить это время не на сомнительное развлечение, а на что-то действительно ценное.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах