aif.ru counter
445

Безоблачная работа. Бортпроводники – о камчатских пассажирах и любви к небу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. «АиФ-Камчатка» 15/08/2018
У бортпроводников непредсказуемый график работы.
У бортпроводников непредсказуемый график работы. © / Екатерина Довгалева / АиФ

Авиационные профессии всегда были окутаны флёром романтики. А должность стюардессы, наверное, самая поэтизированная, пользующаяся популярностью у авторов песен и режиссёров. Но настолько ли всё безоблачно в реальной жизни?

Накануне Дня воздушного флота России корреспондент «АиФ-Камчатка» пообщалась с прекрасными представительницами лётной специальности, бортпроводниками АО «Камчатское авиационное предприятие» Татьяной Валетовой и Олесей Галкиной.

Космическое здоровье

Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: Кандидаты на должность бортпроводника проходят строгий отбор?

Олеся Галкина: Да, конечно. Одним из самых главных условий для работы является ежегодное прохождение врачебно-лётной экспертной комиссии. Заключение ВЛЭК у нас называют «хлебной карточкой», потому что без неё никуда нет допуска, – рассказывает Олеся. – Кроме того, перед каждым вылетом мы обязательно проходим медицинский осмотр. Проверяют пульс, давление, температуру, не расширены ли зрачки – основные показатели состояния здоровья, а оно должно быть, как говорится, космическое. Что касается внешности, каждому желающему быть бортпроводником необходимо приятно выглядеть и не привлекать внимания пирсингом, татуировками или цветными волосами.

Татьяна Валетова: В нашей профессии очень важно обладать знаниями психологии человека и уметь применять их на практике,  – отмечает Татьяна. – Во время рейса под нашим присмотром летит множество совершенно разных людей, и к каждому из них необходим индивидуальный подход. Некоторые боятся летать, поэтому своим видом, улыбкой и разговором мы должны внушать человеку доверие и спокойствие, а если вдруг на борту возникает конфликт, в большинстве случаев именно бортпроводники могут мирно его уладить.

Безопасность превыше всего

Татьяне Валетовой авиация помогла справиться с трудным периодом в жизни. Несколько лет назад, пытаясь отвлечься от гнетущих мыслей, она обучилась на бортпроводника и устроилась в крупную авиакомпанию. Сегодня девушка говорит, что эта работа не только спасла её, но и стала поистине любимым делом.

– Татьяна, вы пять лет проработали в крупнейшей авиакомпании, осуществляющей рейсы по всей России и миру. Есть ли принципиальные отличия от службы в Камчатском авиационном предприятии?  

– Если раньше я летала на больших «Боингах», то здесь мы работаем на самолётах «Як» и «Ан». У пилотов существует интересное сравнение: переход с «Боинга» на «Як» – словно замена иномарки на отечественный автомобиль. Но это совсем не означает, что здесь работать хуже. Просто совершенно другая специфика. Ведь свои особенности и нюансы есть как у больших самолётов, так и у маленьких. И нельзя сказать, что где-то работать хорошо, а где-то – плохо, просто нужно перестроиться. Темп работы, естественно, медленнее, чем раньше, что несколько упрощает каждый полёт. Но ответственности от этого меньше не стало, и во время каждого рейса нужно держать руку на пульсе. Ещё есть различия между пассажирами. Что меня поразило с начала работы на Камчатке, здесь они всегда тихие и спокойные.

– А свой первый рейс помните?

– Да, и очень хорошо. Во время первого стажёрского полёта я трепетала от счастья. Для меня было столько нового и интересного, хотелось рассматривать пассажиров и всё вокруг. Ещё нам разрешали во время взлёта и посадки лететь в кабине пилота, сидя на свободном кресле. Смотреть оттуда в иллюминатор и наблюдать за переговорами пилота с диспетчером казалось чем-то нереальным. Ощущения в тот момент, конечно, невозможно описать словами, от эмоций я порхала на седьмом небе. Это был короткий полёт, примерно на полтора часа, Москва – Санкт-Петербург.

С годами, естественно, привыкаешь к работе. А что касается первого полёта на теперешнем месте работы, в принципе, я ко всему была абсолютно готова. Знала, что борта здесь небольшие и технология обслуживания несколько другая. Если раньше каждый новый рейс у меня менялись должностные обязанности: когда-то я отвечала за кухонное оборудование, а в другой раз, например, за багаж и грузы, то сейчас  у меня всегда одни и те же функции. Здесь я знаю, что бортпроводник в самолёте только один, и ответственность за пассажирский салон в самолёте целиком и полностью лежит на мне.

Бортпроводники должны внушать человеку доверие и спокойствие.
Бортпроводники должны внушать человеку доверие и спокойствие. Фото: АиФ/ Екатерина Довгалева

– И вас никогда не пугала такая опасная профессия?

– Ой, на борту самолёта бояться некогда. Я поняла это ещё во время обучения. Подготовка и демонстрация аварийно-спасательного оборудования, своевременное обслуживание всех пассажиров, много других дел, в общем, полный контроль ситуации на борту буквально не оставляют времени на тревогу и страх. Абсолютное погружение в дело не даёт вспоминать и думать о домашних делах и, может быть, личных проблемах, да даже в иллюминатор лишний раз взглянуть некогда. А с годами я настолько привыкла к небу и полюбила свою работу, что, только зайдя в самолёт, мгновенно растворяюсь в этом процессе. Безусловно, совсем не испытывает страха в полёте только глупец. Но у каждого из наших работников есть осознание того, что за безопасность пассажиров отвечаем именно мы, экипаж. Это наша главная задача.

Небо по венам

Жизненный принцип Олеси Галкиной – не стоять на месте. Она никогда не боялась менять сферу деятельности, потому что считает, что нужно всесторонне развиваться, и любит постоянное движение. Девушка говорит, что, устроившись работать бортпроводником, нашла именно то, что искала.

– Олеся, расскажите, как у вас проходило обучение.

– Меня и ещё трёх девушек, пришедших на службу, отправили в московскую Школу бортпроводников. Учёба продлилась несколько месяцев, и была очень интересной, именно тогда я поняла, что у меня лежит душа к этой профессии. Нас научили работать в бригаде, оказывать первую доврачебную медицинскую помощь, мы освоили аварийно-спасательные работы на воде и суше. Теперь, в случае необходимости, мы можем применить все полученные умения и знания.

Запомнилась учебная практика, когда мы на тренажёрах отрабатывали свои умения. Интересно было тушить искусственно созданные пожары, правильно открывать и закрывать двери, спускаться по аварийному надувному трапу. У нас были замечательные педагоги, практически все какое-то время работали бортпроводниками. Перенимать опыт у таких девушек с иголочки, манерных и точных во всём – одно удовольствие. Наш выпуск очень сдружился за время обучения, окончили все хорошо. На службу мы пришли одухотворённые и готовые к труду и обороне.

Учёба была очень интересной.
Учёба была очень интересной. Фото: Из личного архива/ Олеся Галкина

– Можно ли как-то описать типичный рабочий день бортпроводника?

– Нет, график у нас ненормированный и бывает непредсказуемый. План работы бортпроводников составляют не на месяц и не на неделю вперёд, а только на один день. Но и он может измениться по разным обстоятельствам, поэтому иногда может внезапно образоваться выходной, а в другой раз – неожиданный рабочий день. Именно поэтому мы всегда должны быть на связи и готовыми к вылету в любой момент. Но мне это нравится, потому что постоянное движение – это жизнь. Застоя в такой работе точно нет. А я такой человек, который любит суету и внезапность. Иногда, но только в самом крайнем случае, у нас можно договориться заранее о выходном дне или определённом времени работы. У многих есть маленькие дети, а подчас в жизни случаются вещи, которые перенести или отменить невозможно. Но на работе все это понимают, и в такие форс-мажорные моменты стараются идти навстречу.

– А близкие люди не были против вашего выбора профессии?

– Семья одобряет любой мой выбор. Муж поддерживает всегда и во всём. Мне в этом очень повезло, потому что в нашей работе очень важна поддержка домашних. Когда у меня родился сын, мой инстинкт самосохранения увеличился троекратно, и я стала панически бояться летать. И хотя страх удалось перебороть, небольшая внутренняя тревога есть всегда. Но сейчас я уже не представляю себя в другой профессии. Работа в авиации затягивает целиком и полностью, это диагноз. В выходной день, когда все домашние дела уже сделаны, я начинаю чувствовать, что мне чего-то не хватает, хочется скорее в полёт. Даже во время отдыха нас всех тянет на работу, потому что само небо течёт по нашим венам. 

Досье
Татьяна ВАЛЕТОВА родилась 24 января 1985 года на Камчатке. Окончила Дальневосточный государственный университет по специальности «Юриспруденция». Бортпроводник с 2012 года, около пяти лет отработала в крупной авиакомпании на российских и международных маршрутах. С марта летает на камчатских авиалиниях. Олеся ГАЛКИНА родилась 18 сентября 1992 года на Камчатке. Окончила Дальневосточный юридический институт МВД России по специальности «Юриспруденция». В 2016-2017 гг. работала специалистом по экскурсионной деятельности в Кроноцком государственном заповеднике. С 2017 года работает в Камчатском авиационном предприятии.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах