Шхуна японской постройки «Ронд», пролежавшая на дне Петропавловской гавани более четырех лет, поднята и отбуксирована на утилизацию.
Судно, длиной 32 метра и весом 300 тонн, затонуло 1 февраля 2018 года. Как установило в мае того же года судебное разбирательство, происшествие стало результатом «непринятия мер по обеспечению безопасной стоянки шхуны её владельцем – 33-летним жителем села Седанка Тигильского района».
Завершало работы по подъёму «Ронда» общество с ограниченной ответственностью «Никарт», которое возглавляет Артур Гаврик. Оно же произведет окончательную утилизацию шхуны.
«Утилизация «Снегирёво», «Моннерона» и «Ронда», – продолжил далее Константин Коротов, – позволила нам одновременно решить три задачи: повысить безопасность мореплавания, улучшить экологическое состояние гавани, в которую начали заходить косяки рыбы, в том числе лососей, а также сформировать дополнительные места для стоянок яхт и катеров. Из-за дефицита причалов мы уже третий год подряд не можем удовлетворить все заявки владельцев маломерных судов, которые хотели бы базироваться в самой удобной на сегодняшний день яхтенной марине полуострова. На месте, где ранее находился затонувший «Ронд», к началу навигации маломерного флота Корпорация планирует установить третий причальный понтон с двенадцатью швартовочными местами. Они оборудованы системами бункеровки водой и коммутации с береговыми электросетями. Причальный понтон по заказу Корпорации в минувшем году изготовило одно из приморских предприятий».
В текущем сезоне арендаторов швартовочных мест яхтенной марины и её посетителей ждут еще несколько приятных новаций. Завершены монтаж и подключение к инженерным сетям санитарных помещений, рассчитанных, в том числе и на граждан с ограниченными возможностями. В рамках благоустройства территории произведен снос обветшалого здания, на месте которого планируется строительство современного комплекса Государственной инспекции маломерных судов МЧС России.
Константин Коротов также сообщил, что международная яхтенная марина войдет в состав культурно-туристического центра, создание которого запланировано вокруг Петропавловской гавани. И в этом контексте утилизация «Ронда» представляется важным этапом подготовки к предстоящему строительству.
Шхуна перед тем, как ошвартоваться на своей последней стоянке в Петропавловской гавани, получила достаточно широкую скандальную известность.
Проходив около 20 лет под японским флагом, судно попало к российскому владельцу, несколько легковесно относившемуся к необходимости действовать в рамках существующего правового поля. Поэтому уже в 2010 году «Ронд», приписанный к сахалинскому порту Корсаков, пограничные органы ФСБ России задержали за незаконный промысел краба. Спустя несколько месяцев суд обратил шхуну в доход государства. До того, как «Ронд» продали с торгов, он еще раз попал в криминальные сводки вместе с другими конфискованными судами, которые камчатское подразделение Росимущества в обход установленных правил в октябре 2011 года пыталось передать через посредника в аренду иностранной компании. Сделку остановили правоохранительные органы.
Новый владелец «Ронда» также собирался использовать судно для промысла краба. Предполагалось, что оно покинет стоянку в Петропавловской гавани 3 – 4 февраля 2018 года, но шхуна затонула. Специалисты, занимавшиеся её подъёмом, считают, что это происшествие, возможно, предотвратило более тяжелые последствия. Корпус построенного в 1989 году судна из-за того, что шхуна почти 20 лет до момента своей гибели, не проходила докового ремонта, оказался предельно изношен, что и стало причиной её затопления. Выход «Ронда» в море мог обернуться трагедией с человеческими жертвами. Подобные катастрофы с судами иностранной постройки, которые успели отслужить первым зарубежным владельцам не одно десятилетие, в новейшей истории российского тихоокеанского промысла случались неоднократно.
Изношенность корпуса «Ронда» создала серьезные трудности и при его подъёме. По этой причине работы по утилизации шхуны продлились дольше запланированного срока.