Глава государства Владимир Путин подписал Указ о праздновании 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути. Оргкомитет предстоящих торжеств возглавил помощник Президента РФ, председатель Морской коллегии страны Николай Патрушев.
Немного истории
Точкой отсчета освоения нашими предками СМП теперь на официальном уровне принято считать зафиксированное в записках епископа Ночерского Паоло Джовио сообщение Дмитрия Герасимова, переводчика посольства великого князя московского Василия III к папе римскому Клименту VII, о русском судоходстве в полярных морях. Дипломатическая миссия состоялась в 1525 году. Именно тогда Дмитрий Герасимов рассказал в Риме, что поморы – жители современной Архангельской области еще в XIII – XIV веках начали охотиться на морского зверя в нынешних Баренцевом и Карском морях, доходя до Обской губы.
А еще спустя 28 лет после русского посольства ко двору папы римского англичане решили искать северо-восточный проход от Британских остовов в Индию и Китай, снарядив для этого три корабля. Попытка пройти через Северный Ледовитый океан, разумеется, увенчалась трагической неудачей.

Лишь спустя 400 лет в 1932 году советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» смог пройти Северный морской путь за одну навигацию. Хотя надо признать, что только счастливое стечение обстоятельств позволило добиться исторического достижения. В Чукотском море пароход потерял часть гребного винта. Сообразительность команды, сумевшей смастерить самодельные паруса, да попутный ветер позволили «Александру Сибирякову» выйти к Берингову проливу, откуда пароход отбуксировали в Петропавловск-Камчатский, который до сего дня остается восточными морскими воротами Арктики, а в будущем – значение Камчатки для становления СМП как интенсивно используемой международной транспортной артерии переоценить сложно.
Камчатка и Большой Северный морской путь
О таких перспективах говорил во время выступления на Камчатском инвестиционном форуме в феврале 2025 года заместитель генерального директора АО «Русатом Арктик» Дмитрий Матвиишин.

Он напомнил, что Петропавловск-Камчатский включен в понятие Большого Северного морского пути (БСМП), концепция которого получила официальную поддержку руководства страны. Доктрина предполагает создание нового транспортного коридора от Калининграда до Владивостока. Как подчеркнул глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, «со всей сопутствующей инфраструктурой и увязанностью с речными портами и железнодорожным транспортом».
Важной частью концепции выступает организация на БСМП комбинированных перевозок. Они предполагают раздельное использование затратных в эксплуатации судов высокого ледового класса – в полярных водах и неармированных судов – в морях умеренных и тропических широт.
Комбинированные перевозки требуют создания на восточном и западном оконечностях классического Северного морского пути, в незамерзающих акваториях и в максимальной близости к ледовым полям, мультимодальных портов-хабов. Они предназначены для стивидорских операций между двумя типами судов, задействованных в комбинированных перевозках. По такому принципу сегодня готовятся работать газовозы ПАО «НОВАТЭК». Акционерным обществом с государственной поддержкой создан перевалочный терминал СПГ в бухте Бечевинской, в 80 километрах к северу от Петропавловска-Камчатского.
Восточное побережье края с несколькими выдвинутыми достаточно далеко на север незамерзающими бухтами представляет собой оптимальную локацию для создания порта-хаба, обеспечивающего эффективную экономику транспортировки грузов по БСМП.

«Сегодня для Камчатки формируется такой проект. Его разрабатывают серьезные инвесторы, имеющие опыт реализации деловых инициатив в сфере морской логистики, в том числе в нашем регионе, – прокомментировал ситуацию генеральный директор Корпорации развития Камчатки Александр Мыльников. – Правительство края, КРКК взаимодействует с инициаторами создания на севере полуострова мультимодального высокоширотного терминала. О конечных результатах говорить рано, но определенное продвижение, а также понимание важности проекта – есть».
«Хочется также напомнить о том, что именно Корпорация развития Камчатки еще в 2016 году первой заговорила о необходимости формирования Большого Северного морского пути. В предложенной КРКК концепции он носил название Национальная арктическая транспортная линия (НАТЛ). Она включала в себя практически все составляющие, которые на сегодняшний день аккумулированы в доктрине БСМП. Корпорации принадлежит и идея комплексных полярных перевозок как мощного фактора обеспечения рентабельности высокоширотной морской логистики. К этому периоду относится и формирование идеи о создании на Камчатке порта-хаба для обслуживания СМП», – добавил Александр Мыльников.
К новым рекордам грузоперевозок в Арктике
В 2016 – 2017 годах и концепцию НАТЛ, и идею создания на полуострове мультимодального терминала экспертное сообщество, бизнес восприняли равнодушно. В условиях, когда значительная часть делового, научного сообществ, политического истеблишмента в России скептически оценивала и саму возможность возрождения Севморпути, иной реакции на разработки КРКК возникнуть не могло.
Сегодня высокоширотная логистика активно работает в интересах развития страны, её политического суверенитета. В минувшем году по СМП перевезено 37,9 миллиона тонн грузов. Этот объём более чем в 4 раза превышает максимальный показатель советского периода, когда считалось, что Севморпуть задействован на полную мощь. В текущем году, по оценкам специалистов, через российскую Арктику перевезут более 40 миллионов тонн грузов. Также прогнозируется увеличение иностранного транзита по СМП.
Число рейсов зарубежных судоходных компаний через полярные моря с 7 в 2023 году возросло до 13 в 2024-м году.
Первый заместитель главы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов на минувшей неделе на площадке круглого стола «Правовое и организационное регулирование вопросов развития СПМ», инициированного комитетом Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, отметил растущее внимание зарубежных судоходных компаний к высокоширотной логистике:
«Безусловно, Северный морской путь – это, в первую очередь, национальная транспортная артерия, но сегодня мы готовы предложить и мировому рынку конкурентоспособный маршрут».
По оценке Гаджимагомеда Гусейнова, морские международные перевозки демонстрируют устойчивую тенденцию к росту, но при этом мировая логистика в последнее время столкнулась с серьезной линейкой рисков и вызовов. Они обусловлены политической нестабильностью на Ближнем Востоке, в Красном море, пиратскими нападениями на торговые суда. Сказывается также ограниченные пропускные способности Суэцкого и Панамского каналов. Растут и цены морской логистики. Сейчас стоимость перевозки 40-футового контейнера из Шанхая в Роттердам через Красное море значительно превышает 8 тысяч долларов.
Камчатка готовится к участию в дискуссиях VI Международного арктического форума
Превращение Северного морского пути в интенсивно используемую международную транспортную артерию станет одной из основных тем VI Международного арктического форума (МАФ). Он пройдет в Мурманске 26 – 27 марта. В работе МАФ примет участие делегация Камчатского края.
В приветственном слове к гостям и участникам Международного арктического форума Юрий Трутнев также подчеркнул внимание зарубежных стран к высокоширотной логистике:
«Интерес мирового сообщества к Арктике с каждым годом растет. Наравне с арктическими, присутствовать в регионе, участвовать в его освоении и развитии стремится все большее число стран, не имеющих прямого выхода к Северному Ледовитому океану».
Практически все 20 тематических сессий форума так или иначе посвящены проблематике Севморпути. Предстоит рассмотреть перспективы развития ледокольного флота, формирование современной портовой инфраструктуры, открытие новых торговых путей, зависимость позитивной социально-экономической эволюции российской Арктики и Дальнего Востока от развития логистики.
Наибольший интерес представляет дискуссия, на которой российские и зарубежные политики, предприниматели и эксперты рассмотрят направления интеграции СМП в большую международную логистику. Важнейшими условиями такого встраивания, считает большинство профильных специалистов, является круглогодичная полярная навигация и создание мультимодальных перегрузочных терминалов на входах в зоны полярного судоходства, о которых шла речь выше.