Август – традиционное горячее время для авиакомпаний, выполняющих полеты на дальний Восток: пассажиры массово возвращаются из отпусков, а билеты на дополнительные рейсы расхватывают как горячие пирожки.
Стоимость этих билетов тоже «горячая»: если не оплатить свой перелёт сильно заранее, то можно лететь в эконом-классе за «скромные» 85–100 тысяч рублей. При таких составляющих пассажиры рассчитывают на безопасное и комфортное путешествие. Камчатцам и гостям полуострова, которые оказались на борту рейса SU1734 Москва – Петропавловск-Камчатский, авиакомпании «Аэрофлот» есть что на это возразить. Подробности на kamchatka.aif.ru
Не стали рисковать
Боинг с 400 пассажирами на борту должен был вылететь из Москвы вечером 6 августа и через девять часов доставить измотанных долгим перелётом людей на родную землю. Как рассказала «АиФ-Камчатка» пассажирка злосчастного рейса Ольга Линеева, сначала всё шло, как обычно: вовремя объявили регистрацию, посадку, вовремя закрылись двери воздушного судна, но лайнер никак не отрывался от земли.
Через три часа, когда пассажиры уже были готовы бросаться с кулаками на членов экипажа из-за ожидания взлёта в салоне с выключенными кондиционерами, измотанных людей всё же выпустили обратно в аэровокзал. Через несколько часов людей, пытавшихся уснуть прямо на полу аэропорта, снова позвали на борт, но и эта попытка взлёта оказалась неудачной.
«Больше всего было жалко детей: их таскали туда-сюда как тряпичных кукол, от перевозбуждения нервной системы малыши орали в голос, напряжение среди уставших родителей тоже росло, – говорит Ольга Линеева. – Второй раз в салоне мы просидели недолго, нас снова вернули в аэропорт, и представитель авиакомпании клятвенно пообещал организовать всем ночёвку в гостинице. Как нам объяснили – борт был неисправен, и, конечно, никто и не говорил, что на нём нужно лететь. А вот элементарно воды и чистой кровати просили, но сотрудники «Аэрофлота» только разводили руками и просили ещё немного подождать».
Утром 7 августа уставших пассажиров всё же доставили в подмосковный город Долгопрудный для заселения в гостиницу, да вот только мест в ней хватило не всем. 15 несчастливчиков вернулись в Шереметьево и улеглись спать прямо на пол. Днём 7 августа часть пассажиров злополучного рейса улетела на Камчатку другим бортом, вторая половина – ждала следующего рейса.
В пресс-службе «Аэрофлота» сообщили, что на время ожидания пассажирам было предоставлено обслуживание в соответствии с федеральными авиационными правилами. Эту информацию предстоит проверить контролирующим органам: Московская межрегиональная транспортная прокуратура проведёт проверку по акту авиационного инцидента, будет дана оценка действиям национального авиаперевозчика.
Время-деньги
Как рассказал «АиФ-Камчатка» юрист Олег Юрков, судя по сообщениям в СМИ, «Аэрофлот» к ответственности всё же привлекут.
«Авиабилет – это договор, согласно которому пассажир оплатил услугу, которая должна быть оказана в полном объёме и на определённом качественном уровне. Исходя из того, что рассказывают сами пассажиры, вопросы к «Аэрофлоту» у прокуратуры будут, – говорит правозащитник. – При задержке рейса по различным причинам, в том числе и из-за неисправности борта, перевозчик должен обеспечить хранение багажа. Пассажирам с детьми до семи лет – предоставить комнату матери и ребёнка. Если рейс задерживается на два часа – пассажирам нужно вынести прохладительные напитки, на четыре – горячее питание. Если ожидание рейса длится более восьми часов днём и более шести часов ночью, пассажиры вправе потребовать размещение в гостинице и трансфер до неё и обратно в аэропорт».
Кстати, пассажиры, чьи рейсы были задержаны на длительный срок, могут получить компенсацию от авиакомпании, но для этого нужно поставить на посадочном талоне специальную отметку о задержке или отмене рейса. Это можно сделать прямо в аэропорту, но для получения денег придётся доказать, что пассажир действительно испытал неудобства: не попал на заранее оплаченные экскурсии, не улетел в другую страну в отпуск, не попал на важную рабочую встречу. Юристы называют такие иски сложными, но процент выигрышных дел по ним достаточно высокий.
«Здесь есть важное уточнение: компенсации, штрафы и неустойки актуальны, если задержка произошла по вине авиакомпании, – поясняет Олег Юрков. – В случае с камчатским рейсом – получить деньги не удастся. Техническая неисправность борта не является основанием для требования и выплаты компенсации».