Из порта Петропавловска началась масштабная научно-исследовательская экспедиция НК «Роснефть». Цель - получить образцы пород континентального шельфа из труднодоступных и малоизученных регионов Восточной Арктики. По объему – это беспрецедентные научные работы.Они включают малоглубинное стратиграфическое бурение в морях Чукотском и Восточно-Сибирском и исследования строения подводной породы в море Лаптевых. В истории изучения российского севера многие исследования проводятся впервые.
Единственное в своем роде российское буровое судно «Бавенит» (АО «Росгеология»), по задаче «Роснефти», с которого проводятся работы, укомплектовали инновационным отечественным оборудованием. Уникальную технологию бурения и геофизического исследования скважин в сложных геологических и климатических условиях северных морей отработали в рамках проекта Компании по стратиграфическому бурению. Он начался в 2020 году. В текущем году запланировано бурение с новой системой изолированных компоновок для решения задач в геологически наиболее сложных районах.
В ходе экспедиций 2020-2022 годов «Роснефти» уже удалось получить керн севера Карского, Чукотского морей и моря Лаптевых. Для каждого моря скважины были первыми в истории его изучения. Добытый ценный каменный материал – это прямой источник геологической информации, которая необходима для определения возраста (стратификации), состава и условий формирования пород шельфа Восточной Арктики и прогнозирования состояния нефтегазовых систем региона. Комплексные лабораторно-аналитические и камеральные исследования керна проводят специалисты компании «Иннопрактика» в лабораториях геологического факультета МГУ имени Ломоносова. Полевой сезон, который начался, будет для проекта самым продолжительным и насыщенным. Исследования продлятся вплоть до конца года.
«Бавенит» - судно ледового класса, которое предназначено для работы в высоких широтах, при отрицательных температурах и в зонах, где не работают системы навигации, – сказал начальник экспедиции научно-исследовательского судна «Бавенит Сергей Гирвич, - Судно оснастили передовыми технологиями российского производства, а также доукомплектовали системой навигационного позиционирования «Нэвис-5000», которая позволяет держать позицию для бурения скважин с точность до 10 см при спокойной воде и в пределах до одного метра при штормовых нагрузках до 3 баллов.
По словам руководителя проекта стратиграфического бурения НК «Роснефть» Андрея Колобакина, это четвертый полевой сезон – судно стартует из краевой столицы и идет в Южно-Чукотское море еще до того как вскроется весь лед в Восточной Арктике. В этом году судно специально дооснастили и с точки зрения технологии бурения стратиграфических скважин и с точки зрения их геофизических исследований.
«Керновый материал отвозят в МГУ, там проводятся различные геохимические и геофизические исследования. Материал, надо сказать, уникальный. И не только для российской науки, - сказал руководитель группы проектов «Иннопрактики» Роман Лукашев, - Перед нами поставлена задача получить информацию о возрасте этих пород, что позволит верифицировать геологическую модель арктического региона.
Как сказалНиколай Малышев, замдиректора Департамента геологоразведочных работ НК «Роснефть»,создание достоверной геологической модели любого региона – это познание недр, в том числе,ключ к обнаружению новых месторождений нефти и газа. Наша программа поможет получить огромный пласт геологической информации, которую обрабатывают, интерпретируют.Специфика этой экспедициизаключается в том, что мы запланировали вскрыть с помощью стратиграфического бурения наиболее древние уровни разреза осадочного чехла, которые имеют сходство с аналогичными комплексами Аляски.