Примерное время чтения: 4 минуты
170

Икорный эксперимент. Закон о борьбе с браконьерством или для его поощрения?

Людмила Королева / Из личного архивa

В июне текущего года в Государственной Думе рассмотрят законопроект о проведении на территории Камчатского края эксперимента по ограничению перевозки лососевой икры на внутренних воздушных авиалиниях.

Судя по количеству обращений в редакцию, этот законопроект получил резонанс. Нас даже обвинили в «замалчивании проблемы». Но мы не молчим и дали высказаться одному из читателей.

Десять депутатов Государственной Думы РФ, в числе которых нет избранной от Камчатки Ирины Яровой, 25 мая внесли в нижнюю палату российского парламента законопроект, о необходимости принятия которого, по крайней мере, на протяжении двух последних лет, вполне обоснованно говорили в Правительстве края. 

Представленный нормативный акт предусматривает проведение на территории региона эксперимента с момента вступления закона в силу и до 1 августа 2025 года по внедрению дополнительных механизмов регулирования перевозки красной икры воздушным транспортом на  внутренних авиалиниях.

Парламентарии предлагают запретить «перемещение физическими лицами с территории Камчатского края воздушным транспортом в багаже и (или) в ручной клади икры лососевых видов рыб (красной икры) непромышленного изготовления свыше 10 килограммов на одно физическое лицо за один рейс».

Эксперимент должен послужить предотвращению «незаконного оборота водных биологических ресурсов для их сохранения». Слов нет, цели поставлены благородные. Видимо, по этой самой причине профильный Комитет Государственной Думы по транспорту вынес положительное заключение по законопроекту, предложив внести его в программу «законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2022 года (июнь)».

Местные любители рыбалки полностью поддерживают цели, продекларированные разработчиками документа. Им не понаслышке известно об оскудении камчатских рек. Жители края часто клянутся в любви к полуострову, успешно совмещая декларации о сохранении природы с практикой уничтожающего браконьерства. Рыбаки отмечают, что особенно «сильно любят» Камчатку в бассейне реки Большой.

Прогноз на красную путину текущего года также не обнадеживает. Ведомственная наука рекомендовала к вылову в регионе 149,7 тысячи тонн лососей различных видов. Это наименьший объём промышленной добычи за последние пять лет.

Оскудение региональных рек снижает туристический интерес к краю со стороны рыбаков-любителей. Некоторые российские поклонники спиннинга, нахлыста и сбирулино признаются, что Камчатка перестала интересовать их как регион увлекательного спортивного промысла. «За трофеями на полуострове нужно ехать далеко и дорого», – говорят они, называя в качестве интересных мест для лососевой рыбалки Мурманскую область, Карелию, Финляндию и Норвегию.

Нет сомнений в том, что Камчатке критически необходима комплексная программа сохранения рыбных ресурсов и в первую очередь – лососей. Однако есть повод искренне сомневаться в том, что предложенный законопроект решит делегированные ему цели. Скорее уж наоборот.

Разработчики документа предлагают ограничить вывоз с территории Камчатского края икры непромышленного изготовления. К ней относится продукция «без заводской упаковки, содержащей маркировку единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и указания наименования, места нахождения изготовителя или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя-изготовителя, наименования и места нахождения уполномоченного изготовителем лица (при наличии), наименования и места нахождения импортера».

Иными словами, откровенно браконьерскую икру уравняли в правах с той, которую жители и гости полуострова добросовестно приобретают на развес на рынках и в магазинах Петропавловска-Камчатского, других городов и поселков края. Ведь та и другая продукция, не имеют заводской упаковки, не содержат сведений, перечисленных в законопроекте. Вот и получается, что, ничего не опасаясь, могут везти икры «10 килограммов на одно физическое лицо за один рейс» как браконьер, так и добросовестный покупатель.

А если в багаже икры больше, то согласно законопроекту, «сотрудники службы авиационной безопасности аэропорта… сообщают об установленном запрете физическому лицу и не допускают указанный багаж и (или) ручную кладь на борт воздушного судна до устранения выявленных несоответствий». Стало быть, взвесив емкости с деликатесом и проведя экспресс-занятие по правовому ликбезу, сотрудники САБ примутся ожидать пока физическая морда не слопает всю икру сверх десяти килограммов какой-нибудь громадной ложкой или предложит, по доброте душевной, еще кому-нибудь угоститься.

Остается поражаться наивности парламентариев, если они всерьез полагают, что в России такой закон сможет работать.

Интересов браконьеров правовая инициатива не затрагивает. Думается, что на регулярных пассажирских рейсах перевозится лишь незначительная часть незаконно добытой икры. Разработчикам законопроекта есть смысл проконсультироваться с правоохранительными органами. Для них трафик основных объёмов незаконно добытой икры с полуострова  тайны не составляет.

Предложенный законопроект ударит, прежде всего, по икрообильным багажам не самых богатых гостей Камчатки. Они расходы на дальнюю поездку часто пытаются секторально компенсировать покупкой на рынках полуострова качественных морских деликатесов для последующей реализации их среди ближнего круга коллег и знакомых. Не снизит ли предложенный законопроект желание наших сограждан посетить Камчатку?

А размашисто действующие на  реках полуострова браконьеры для незаконно добытой икры, если возникнет  в том необходимость, без особых усилий изготовят заводскую упаковку с указанием всех тех сведений, которые перечисляет законопроект…

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах