Запрет на пассажирские авиаперевозки, наложенный компании «Витязь-Аэро», отразился эффектом домино на жизни в северных посёлках Камчатки.
Деятельность перевозчика приостановили в связи с крушением вертолета Ми-8 на Курильском озере. В той трагедии из 16 человек, находившихся на борту, выжили только 6 пассажиров и 2 члена экипажа.
Серьёзный запрет
После крушения вертолёта Ми-8 в августе Росавиация запретила предприятию перевозить пассажиров. Ограничения в сертификате эксплуатанта распространялись только на коммерческие перевозки, при этом авиакомпания может продолжать осуществлять грузовые перевозки и оказывать иные авиационные работы.
В ходе проверки Ространснадзор обнаружил, что экипажи систематически нарушали стандарты выполнения полетов на вертолетах Ми-8 и его модификациях, которые предписаны руководством по летной эксплуатации. Всего было выявлено около 50 нарушений эксплуатации вертолетов.
Действующий запрет серьезно отразился на деятельности предприятия, ведь его ввели в пиковый для Камчатки туристический сезон. Кроме того, в конце лета традиционно увеличивается пассажиропоток в связи с окончанием рыбопромысловых работ на побережье. Запрет также совпал с периодом, когда большая часть северян возвращается домой с отпусков, а студенты отправляются на учебу.
Как рассказывал «АиФ-Камчатка», 1 сентября руководство «Витязь-Аэро» устранило все недостатки, указанные надзорным ведомством и соответствующие документы об этом были отправлены на рассмотрение Росавиации.
Однако, в начале октября генеральный директор компании Виктор Сиротин отмечал, что запрет всё ещё действует. Авиакомпания продолжает нести убытки, а почти всех сотрудников отправили в отпуск.
В конце лета Росавиация проводила проверку в 35 авиакомпаниях, в ходе которой был выявлен ряд «несоответствий требованиям федеральных авиационных правил». Однако полный запрет на полёты ввели только в отношении «Витязь-Аэро».
Без «Витязей» никак
«Витязь-Аэро» – крупнейший перевозчик, осуществляющий регулярные рейсы в населенные пункты Камчатского края и в Северо-Курильск. Кроме того, компания организовывает перелеты для туристических и вип-групп, а также занимается перевозкой грузов в отдаленные посёлки. Неотъемлемый вклад авиапарк вносит, работая вместе с МЧС на спасательных операциях: участвуют в тушении пожаров, поиске и эвакуации пострадавших из отдаленных районов и труднодоступных мест (со склонов вулканов, рек, морского побережья). Также воздушные судна перевозят больных по санитарным заданиям.
Авиапарк предприятия один из немногих, кто работает по перевозке грузов, используя внешнюю подвеску. Благодаря этому техническому оснащению, «Витязи» доставляют грузы не только по территории края, но и в акваторию Охотского и Берингова морей на морские суда. Компания завозит снабжение и вывозит грузы из труднодоступных районов: рек, озер, побережья морей и Тихого океана.
Коллапс на северах
Отметим, что для отдалённых сёл на севере Камчатки, рейсы «Витязь-Аэро», единственный способ добраться до краевого центра. Из-за запрета «Витязям» весь пассажирский поток перешел на «Камчатское авиационное предприятие». Чтобы хоть как-то разгрузить аэропорты, было принято решение увеличить количество рейсов.
Однако, перевозка самолётами авиапредприятия не способна решить транспортный коллапс, сложившийся на Камчатке.
В редакцию «АиФ-Камчатка» не раз поступали обращения жителей северных районов полуострова.
Аэропорты региона не справлялись с транспортным сообщением и до запрета «Витязь-Аэро». Так, из-за постоянных задержек и отмен рейсов в Тиличиках, пассажиры неделями ночевали в аэропорту в ожидании вылета. Ситуацию усугубляло то, что для жителей не могли создать комфортные условия, в связи с отсутствием предоставления горячего питания, питьевой воды, а также размещения в гостиницах.
Ситуация с перелётами сказывается на сельчанах и по сей день. Светлана, жительница одного из северных посёлков полуострова, пытается добиться от властей решения этой проблемы. В редакцию «АиФ-Камчатка» женщина написала, что после "прикрытия" «Витязей» авиасообщение стало просто ужасным.
«Вы конечно знаете о проблемах перелётов по региону, а именно, что касается рейсов в Тигиль, Палану, Усть-Хайрюзово (аэропорт Усть-Хайрюзово работает ещё и на Ковран и верхнее Хайрюзово). После "прикрытия" Витязей авиасообщение стало просто ужасно: из-за погоды, отсутствия самолётов и пилотов. Одним словом, не справляются абсолютно. Люди сидят месяцами в гостиницах, пропадают билеты на материк, а у нас местные билеты совсем недешёвые. Почта тоже лежит по 2-3 месяца. Когда это прекратится? Когда решится вопрос? Уже надоели обещания, отписки и отговорки», – написала Светлана.
На совещании в правительстве глава региона Владимир Солодов отмечал, что сейчас эта проблема находится в приоритете и должна решиться оперативно.
А воз и ныне там
По словам Владимира Солодова, ограничения сертификата предприятия «Витязь-Аэро» отразилось и на работе почтовых служб региона.
Проблему отправки посылок с почты губернатор озвучивал ещё в августе на оперативном совещании в правительстве. Большая часть обращений исходила как раз от жителей Карагинского района.
Как отмечал Владимир Солодов, обращения были связаны не только с перебоями с авиаперевозками, начавшимися в августе. Почта не отправлялась с начала лета. «Необходимо незамедлительно эту ситуацию исправлять, несмотря на все сложности с пассажирскими перелётами. Прошу Минтранс на это отдельное внимание обратить», – подчеркивал глава региона. Однако, как рассказывают жители отдаленного района, почта лежит в отделениях по 2-3 месяца.
Кроме того, сложившаяся обстановка на почте, принесла массу неудобств жителям Пенжинского района. Жители сёл обращали внимание губернатора на то, что заказывали канцелярию к началу учебного года, и посылки до сих пор не пришли. В камчатских отделениях скопилось порядка 500 кг неотправленной почты. Как рассказал Владимир Солодов, всю корреспонденцию развезут со следующей недели.
И вновь решение проблемы переложили на руководство «Камчатского авиационного предприятия». Губернатор пообещал, что компания возьмет на себя развозку части скопившихся грузов.
Насколько хватит технических возможностей «Камчатского авиационного предприятия» «разгребать» последствия запрета «Витязям», не ясно. Зима уже вступила в свои права на большей территории полуострова, и проблемы с транспортным авиасообщением усугубятся с чередой пург и морозов. Тем временем жителям Камчатки остаётся только ждать, когда в январе 2022 года прояснится дальнейшая судьба «Витязь-Аэро».