11 февраля 2011 года на Камчатке затонул траулер «Аметист» с 23 членами экипажа.
12 лет исполнилось со дня гибели траулера «Аметист», принадлежащего Камчатскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии. Напомним, трагедия произошла во время шторма в заливе Шелихова Охотского моря в 2011 году.
Связь с судном была потеряна 11 февраля, когда оно находилось в заливе Шелихова у берегов Камчатки, ожидая бункеровки топливом. Во время последней связи капитан «Аметиста» сообщил, что «судно уперлось в лёд, машина не справляется, и его сносит вместе со льдом по ветру и течению со скоростью 3 узла. При этом происходит сильное обледенение вследствие постоянного заливания водой». На борту СТР находились 23 члена экипажа.
Траулер затонул в результате потери остойчивости, опрокидывания и затопления за очень короткий промежуток времени. В тот день в районе, где находился «Аметист», бушевал жестокий шторм с ураганным ветром, высота волн достигала 5-7 метров, судно обледенело и опрокинулось.
«Потеря остойчивости могла произойти в условиях жестокого зимнего шторма с аварийным запасом топлива, без жидкого балласта и расходных горюче-смазочных материалов в днищевых цистернах, а также вследствие интенсивного обледенения», - считали эксперты.
По их оценкам, СТР «Аметист» мог опрокинуться в положении «лагом» к волнению или «захвачен» попутной волной. «Незаполнение пустых топливных цистерн забортной водой (предположительно) приводит к снижению маневренных качеств судна, а также к сильному обледенению и ухудшению показателей остойчивости», - говорится в заключении комиссии. «Удержать СТР «Аметист» на плаву можно было только путём приёма жидкого балласта в пустые цистерны и сброса лишних грузов», - комментировали специалисты.
Специалисты приводят несколько аргументов в пользу этой версии. По материалам расследования, капитан «Аметиста» в радиотелефонных переговорах напоминал руководству КамчатНИРО о необходимости пополнить запасы горючего. Подход танкера был запланирован на 12 февраля – как оказалось, слишком поздно. Капитан одного из судов в районе бедствия сообщил комиссии, что вечером 10 февраля переписывался по электронной почте с капитановм "Аметиста" Сергеем Каменщиком. В своем последнем письме Каменщик просил: «Иосифович, выручай, хоть сколько топлива, не дотяну до танкера, «ложит» на бок...». Однако из-за погодных условий к «Аметисту» подойти не удалось.
12 февраля начались активные поиски пропавшего траулера. В операции были задействованы 18 рыбопромысловых судов, пограничный сторожевой корабль «Анадырь», самолет Ил-38 Тихоокеанского флота, самолет Ан-72 ФСБ, вертолеты Ми-8 МЧС России и компании «Камчатские авиалинии». Но место затопления не нашли.
Точное место крушения «Аметиста» удалось установить только 11 мая 2012 года с помощью глубоководного аппарата «Пантера Плюс». Судно было обнаружено на дне залива Шелихова на глубине 245 метров, в 11 км от места его последней известной стоянки.
21 декабря 2014 года по просьбе инициативной группы родственников экипажа траулера состоялось открытие Памятного креста, увековечившего память рыбаков. Он был заказан и изготовлен в Москве на собственные средства семей и установлен на территории мужского монастыря. Родственники членов экипажа затонувшего сейнера «Аметист» получили по 1 миллиону рублей компенсации.