Примерное время чтения: 13 минут
301

Без шанса на спасение. Из-за чего камчатские рыбаки гибнут в море

Следователь должен уметь сопереживать, быть психологом.
Следователь должен уметь сопереживать, быть психологом. Камчатский следственный отдел на транспорте

15 января профессиональный праздник отмечали сотрудники Следственного комитета России. В 2011 году ведомство, до этого функционирующее при прокуратуре, стало самостоятельным.

Камчатский следственный отдел на транспорте является структурной единицей Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК Российской Федерации. Накануне праздника мы встретились с его руководителем подполковником юстиции Станиславом Мацкевичем. Станислав Владимирович рассказал о происшествиях, случившихся на объектах воздушного и водного транспорта на территории региона в прошлом году, о самых резонансных преступлениях и  уголовных делах. Подробности на kamchatka.aif.ru

Вывозили мигрантов и икру

2023 год начался с возбуждения громких уголовных дел в отношении сотрудников Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю. 22 января семеро приставов зарегистрировались на московский рейс в елизовском аэропорту. Шестеро мужчин и женщина, направлялись в служебные командировки для сопровождения иностранцев, подлежащих выдворению за пределы России. Помимо обычного багажа, каждый из пассажиров вёз в столицу приблизительно по десять килограммов красной икры.

Упакованные полимерные ёмкости, которые вот-вот должны были отправиться в самолёт, обнаружили оперативные сотрудники УФСБ и УМВД. Должностным лицам УФПС пришлось отменить командировку и остаться на Камчатке. Давая пояснения, изначально каждый из них утверждал, что перевозил икру исключительно в личных целях, настаивая на том, что вес, разрешённой к транспортировке икорной продукции без подтверждающих её происхождение документов, не превышен. Весьма уверенно держалась дама — младший лейтенант. Она не догадывалась, что основные подробности событий оперативникам уже известны. Например, имя того, кто являлся заказчиком перевозки икры и сколько данный гражданин платил за транспортировку «левого» деликатеса.

К слову сказать, 21 тысячу рублей, полученные от  поставщика икры в здании аэропорта, женщина должна была разделить с коллегами. Выходило, прямо скажем, негусто — по три тысячи рублей на одного. Вряд ли ради этой суммы здравомыслящий человек стал бы рисковать репутацией, а то и свободой. Следователи понимали, что изъятая в аэропорту рыбопродукция — лишь верхушка преступного айсберга. Немалых усилий стоило им докопаться до истины. Кстати, как оказалось из семи фигурантов, задержанных в аэропорту, трое, на самом деле, не догадывались, что невольно стали участниками преступления. А вот четверо, в том числе и 40-летняя  пристав-офицер, занимались незаконной перевозкой икры не первый раз и, как удалось доказать следствию, даже не первый год. Под уголовное преследование за сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности, попал гражданин, передавший икру для транспортировки в столицу.

Основным же фигурантом по громкому делу стал высокопоставленный сотрудник регионального управления ФССП. До момента задержания у него была безупречная репутация, а его фото красовалось на доске почёта управления.

Как удалось выяснить следствию на транспорте, в августе 2019 года офицер организовал и лично курировал канал по незаконному перемещению икры без документов за пределы полуострова. В преступную схему за почти три с половиной года он вовлёк четырёх судебных приставов, регулярно выезжающих в командировку для сопровождения выдворяемых мигрантов. За услуги руководитель обещал подчинённым служебные преференции, протекции и карьерный рост. В отношении данного гражданина уголовное дело выделено в особое производство. Под статью УК за злоупотребление должностными полномочиями попали и четверо его теперь уже бывших подчинённых.

Следователи понимали, что изъятая в аэропорту рыбопродукция — лишь верхушка преступного айсберга.
Следователи понимали, что изъятая в аэропорту рыбопродукция — лишь верхушка преступного айсберга. Фото: Камчатский следственный отдел на транспорте

Роковая волна

Около десяти возбужденных в прошлом году и расследуемых следователями Камчатского следственного отдела на транспорте уголовных дел связаны с происшествиями, случившимися на судах рыбопромыслового и транспортного флота. Чаще всего причиной ЧП является нарушение техники безопасности и недобросовестное отношение должностных лиц к соблюдению требований охраны труда.

19 февраля 2023 года о время палубных работ на судне «Майборг», находившемся на промысле в Охотском море, рыбак получил серьёзную черепно-мозговую травму из-за оторвавшегося каната. В тяжёлом состоянии мужчину эвакуировали в лечебное учреждение. По факту нарушения требований охраны труда, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, следователи Камчатского следственного отдела на транспорте возбудили уголовное дело в отношении мастера по добыче рыбы. Однако, позже дело пришлось переквалифицировать — в ходе следствия потерпевший скончался от травм.

Ещё одна трагедия произошла 23 июня прошлого года в Охотском море на территории примыкающей к Усть-Большерецкому району. Катер «Бизон» осуществлял буксировку баржи к месту установки ставного невода. На  буксируемом плавсредстве находилось десять человек. Все, как и положено, в спасательных жилетах. Погода ухудшилась, когда суда уже находились в море. Капитан катера — 62-летний опытный рыбак, понадеялся на свой профессионализм и удачу. Когда ветер усилился до 11 метров в секунду, а волнение моря стало весьма существенным, он не направил судно к берегу,  как того требовала инструкция, а продолжил путь. Это решение оказалось роковой ошибкой. В какой-то момент сильная волна ударила в правый борт баржи, та опасно накренилась и перевернулась. Люди оказались в воде. Девятерым удалось спастись, они сумели забраться на баржу, качающуюся на волнах кверху днищем. На поверхности моря рыбаки увидели товарища, не подающего признаков жизни. Человека подняли из воды и долго пытались  реанимировать, однако он скончался. Как позже определила экспертиза, мужчина получил травмы, не смог вынырнуть и умер от асфиксии при утоплении.

В отношении капитана следствие на транспорте возбудило уголовное дело по ч. 2 ст.143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего). Мужчина раскаялся и полностью признал свою вину. Ему грозит до четырёх лет лишения свободы.

Увы, смертельным происшествием ознаменовалось и начало нынешнего года. На данный момент сотрудники регионального следственного отдела на транспорте устанавливают обстоятельства падения за борт и гибели члена экипажа краболова «Островной-6».

Несчастный случай произошел утром 11 января в заливе Шелихова Охотского моря. По предварительным данным, рыбак выпал за борт судна при постановке крабового порядка. Когда снасти извлекли из воды, запутавшийся в них 27-летний мужчина уже не подавал признаков жизни.

Следователи расследуют немало происшествий на водных объектах края.
Следователи расследуют немало происшествий на водных объектах края. Фото: Камчатский следственный отдел на транспорте

Градус трагедии

Зачастую причиной чрезвычайных происшествий, а то и настоящих трагедий является злоупотребление гражданами горячительных напитков. Именно такое ЧП произошло на катере, принадлежащем компании «Западный берег» в августе прошлого года. Маломерное судно находилось в устье реки Колпакова Соболевского района. Совместное распитие алкоголя привело к ссоре двух матросов. В результате мужчина 1987 года рождения избил коллегу, сломав ему нос и причинив другие телесные повреждения. Затем этот же персонаж нанёс несколько ножевых ранений капитану катера, также находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. Раненых доставили в Соболевскую районную больницу. Капитана удалось спасти, матрос, получивший травму носа, скончался через сутки от кровопотери. Протрезвев, дебошир клялся, что не желал смерти своим товарищам, но было поздно. Гражданин стал фигурантом уголовного дела по особо тяжкой статье.

Суд новый, фигуранты прежние

Несмотря на завершённое ещё в октябре 2022 года расследование, сотрудники Камчатского следственного отдела на транспорте внимательно следят за развитием истории, связанной с посягательством на жизнь сотрудника правоохранительных органов.

14 марта 2022 года трое мужчин, занимавшиеся незаконным промыслом краба в Авачинской губе, выбросили за борт катера инспектора пограничной службы, прибывшего на судно для контрольно-проверочных мероприятий. На полном ходу катер, оставив человека в море, скрылся с места преступления. По счастливой случайности инспектору, оказавшемуся в ледяной воде, удалось доплыть до причальной стенки судоверфи и выбраться на берег. Следственный отдел на транспорте возбудил уголовное дело по ст.317 УК РФ, санкция по которой предусматривает до двадцати лет лишения свободы.

Некоторое время подозреваемые находились под стражей, потом под домашним арестом. Вину в содеянном они не признали. В ходе предварительного следствия фигуранты меняли показания и высказывали различные версии произошедшего. Следователи проделали огромный объём работ, собрали достаточную доказательную базу, в том числе экспертизы, свидетельские показания, фото и видеоматериалы.

Однако Камчатским краевым судом на основании вердикта присяжных заседателей в отношении  фигурантов дела был вынесен оправдательный приговор. Судьи от народа сочли деяние, совершённое в отношении инспектора, недоказанным. Гособвинение и потерпевший опротестовали оправдательный  вердикт и обратились в вышестоящий суд с просьбой его отменить. Апелляционный суд встал на их сторону, признав значительные нарушения при вынесении приговора с участием присяжных заседателей. В конце декабря в Камчатском краевом суде началось новое рассмотрение данного дела иным составом суда.

Упавший самолёт заметили случайно

Не иначе как чудом назвали произошедшее участники операции по поиску и спасению экипажа самолёта Ан-2, потерпевшего крушение на Чукотке. Информация о пропаже воздушного судна, которое выполняло рейс по маршруту Певек – Полярный, поступила днём 10 ноября. «Кукурузник», принадлежавший маленькой авиакомпании «Стриж Авиа», вёз груз на золотодобывающую артель «Полярная».

Из-за плохой погоды вертолёт МЧС не смог вылететь в район предполагаемого авиапроисшествия. На поиски лётчиков и пассажира выдвинулись  снегоболотоходы с артели «Шахтер» и вездеход с «Полярной». У подножья сопки Купол поисковая группа обнаружила пассажира и второго пилота Ан-2. Мужчины, спускавшиеся по пурге шесть часов, сообщили, что на сопке в совершившем жёсткую посадку самолёте находится травмированный командир экипажа. Шестеро смельчаков взяли носилки, одеяла и пешком вышли на поиски. Как позже рассказали участники операции, ветер усиливался, снег моментально заметал следы группы, мороз под минус тридцать пробирал до костей, сугробы приходилось преодолевать практически ползком, фонарики начинали садиться, и подсвечивать направление движения приходилось по очереди.

Практически занесённое снегом крыло самолёта заметили случайно около 23 часов на высоте 450 метров. Пострадавший, получивший с открытые переломы ног, укутанный в куртки и чехол от самолёта более 12 часов ждал помощи. На следующий день мужчину доставили с окружную больницу.

Практически занесённое снегом крыло самолёта заметили случайно.
Практически занесённое снегом крыло самолёта заметили случайно. Фото: Камчатский следственный отдел на транспорте

Пока шла поисковая операция, руководство Камчатского следственного отдела на транспорте, зоной ответственности которого является также Чукотский автономный округ, просчитывало все варианты логистики. Добраться с Камчатки на соседнюю Чукотку весьма непросто. Лететь предстояло на перекладных, а на месте ЧП необходимо было оказаться максимально быстро. Поэтому руководство Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ управления приняло решение направить на место происшествия следователя из Новосибирска. Откуда осуществляется прямое авиасообщение с Анадырем. Сотрудник Камчатского отдела добирался до столицы Чукотки  через Владивосток, поэтому прибыл чуть позже.

Оказавшись на месте падения воздушного судна, следователи высоко оценили действия участников спасательной операции и выступили с ходатайством о поощрении героев. Причины и обстоятельства ЧП выясняются. Возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Суда выпускали рыбачить за взятки

Завершился минувший год, как и начался — возбуждением коррупционного резонансного уголовного дела. Документ об этом событии датирован 23 декабря 2023 года. Но интересна не дата, а время вынесения постановления: 00.05, что лишний раз демонстрирует — когда речь идёт о нарушении закона, следователям не до  отдыха.

Информация о взятке, полученной руководителем Северо-Восточного отделения Дальневосточного филиала ФАУ «Российский морской регистр судоходства» по предварительному сговору с подчинёнными инспекторами, заняла первые строки новостных информагентств. Три тысячи долларов должностное лицо получило через посредника от главы рыболовецкой компании за услуги по беспроблемному освидетельствованию судна, направляющегося на промысел. На месте преступления фигурантов задержали оперативные сотрудники УФСБ России по Камчатскому краю. По какой причине судовладелец решил оформить документы на 22-летний траулер китайской постройки, пытаясь обойти закон, выяснит следствие. Пока же взяткополучатель и посредник, передавший деньги находятся под домашним арестом.

Не исключено, что коррупционная схема в ведомстве действовала несколько лет. По некоторым данным, ряд камчатских судовладельцев сегодня с волнением ожидают проверок траулеров и сейнеров.

Кстати, дела о взятках за незаконные освидетельствования судов промыслового флота в 2020 году были возбуждены и в отношении сотрудников Дальневосточного филиала «Российской морской регистр судоходства». Один из инженеров приморского филиала фигурировал в коррупционных схемах десятки раз.

По всей видимости, должностные лица в погоне за деньгами забыли, что основными целями морского регистра являются безопасность человеческой жизни на море и плавания судов.

В конце нашего разговора Станислав Владимирович отметил, что в работе следствия на транспорте есть свои особенности. Отличительная черта происшествий, с которыми приходится сталкиваться сотрудникам следствия на транспорте, это трагичность последствий, зачастую связанная с гибелью людей. Поэтому наряду с мобильностью, профессиональной подготовкой, следователь должен обладать высокими личностными качествами, уметь сопереживать, быть психологом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах