17 февраля камчатскому Клубу туристов имени Глеба Травина исполняется 60 лет. О том, как зимой путешествовали по Камчатке в конце двадцатого столетия, когда не было удобной лёгкой экипировки, рассчитанной на любую погоду, рассказываем в материале «АиФ-Камчатка».
Приходится порою удивляться, когда в телевизионных спортивных передачах или по радио восхваляют зарубежных знаменитых велопутешественников. Такое ощущение, что некоторые журналисты, редакторы передач и понятия не имеют о героях Отечества. Напомню читателям, что Глеб Леонтьевич Травин совершил беспримерный подвиг (1928–1931 гг.), проехав на велосипеде по периметру границ Советского Союза (более 85 тысяч км), включая побережье Северного Ледовитого океана. Об этом легендарном человеке, жителе Камчатки и его забытом подвиге, журналист Александр Харитановский написал книгу «Человек с железным оленем» (книжная редакция «Камчатской правды», Петропавловск-Камчатский, 1960 год). Сегодня издание можно найти и в Интернете. А в бытность СССР в социалистических странах Восточной Европы, особенно в ГДР, были многочисленные велоклубы, носившие имя Глеба Травина.
Палатку и спальник сшили сами
Хочу поделиться с читателями о том счастливом для старшего поколения времени, нашей походной жизни, связанной с клубом. О друзьях и товарищах, с которыми в походах по полуострову, как говорится, за два десятилетия (1970–80-е годы) «съел не один пуд соли». Многие из них ушли к «верхним людям» в мир иной.
Со своим наставником по работе в институте «Военморпроект», мастером спорта СССР Валентином Арсентьевичем Рогачёвым (1936–2018) мне представилась возможность стать участником спортивных зимних походов. В отличие от многих, стремившихся получить очередной спортивный разряд, мы ходили в походы ради того, чтобы фотографировать любимую Камчатку. Для этого приурочивали свои отпуска.
Последняя четверть ХХ века ознаменовалась всплеском развития самодеятельного спортивного туризма.
К одной из такой секции судоремонтного завода «Фреза» Клуба им. Глеба Травина с Валентином Арсентьевичем мы и примкнули в начале 1970-х годов. Что было интересного в этом коллективе? Во-первых, в зимние походы уходили ровно девять мужчин. Под это количество наш «командор» – рабочий завода, мастер спорта СССР по туризму Валентин Голубенко сшил из технического капрона палатку шатрового типа, которая успешно прошла испытания под Авачинским вулканом. Кроме того, для похода в район Ключевской группы вулканов он сшил лёгкий и тёплый спальник на всю группу. Жесточайшее испытание самодельная палатка перенесла, будучи на высоте 3000 метров под Ключевской сопкой в апреле 1980 года, и, можно сказать, спасла нас. Поднявшийся ночью ураганный ветер начал заваливать временное жилище снегом. Поначалу мы сели у стены палатки и спинами сдерживали напор быстро растущей снежной дамбы. И это удавалось некоторое время. Немного успокоились. Решили продолжить прерванный сон.
Вдруг, среди ночи, как взрыв, раздался хлопок, и в палатке завьюжило снежной пылью. Оказалось, что пара солдатских лыж Валентина Голубенко длиною 220 см, служащая вертикальной стойкой, из-за лопнувшей ветровой растяжки не выдержала напора ветра и обломанным носком прорвала довольно прочную ткань. Через полуметровую прореху ворвался снежный вихрь. Мы благодарили Бога, что полотно оказалось крепким, а дыра в кровле не такой уж большой. Немедленно приступили к починке. При температуре -27 градусов (термометр у нас был), каждый мог сделать сапожной иглой с крепкой капроновой нитью только несколько стежков и передавал иглу товарищу. Обошлось! Мы снова улеглись и под завывание пурги заснули до утра. С рассветом, как только начал стихать ветер, а снег прекратился вовсе, встали, быстро уложили рюкзаки, собрали палатку, встали на лыжи и покатили вниз.
Семь лыж были сломаны!
В команде был подлинный демократизм. Директор завода Юрий Жуков выполнял обязанности завхоза. Он нёс необходимые инструменты для ремонта и починки инвентаря, которые случаются в таких походах. Достаточно сказать, что к концу похода семь лыж были сломаны! Начпродом был назначен докмейстер Александр Фролов (при взвешивании рюкзаков в аэропорту п. Ключи его рюкзак оказался самым тяжёлым – 50 кг). Александр отвечал за продовольственное обеспечение.
Штатными фотографами были я и Валентин Рогачёв. Каждому из нас отводилось по шесть кг на фотоаппаратуру в счёт общественного имущества и продуктов. Участник похода тоже мог брать с собой фотоаппарат, но его вес уже не учитывался. Олег Кондрашкин – главный инженер Камчатского монтажного управления треста «Дальэлектромонтаж» – официальный кинооператор. Иван Герасименко, водитель пассажирского автобуса, орденоносец (орден «Знак Почёта»), хорошо разбирающийся в технике, незаменимый товарищ в ремонте фото-, киноаппаратуры.
Валентин Симонов – мастер столярного цеха завода «Фреза», специалист высокого класса, всегда готовый оказать помощь в походе товарищу. Постоянный участник походов Юрий Дулисов, тоже с «Фрезы», запомнился как скромный молчун. Как-то он добавил пару слов в общем разговоре, на что Юрий Жуков тут же сделал ему замечание: «Да, замолчишь ты наконец! Только тебя и слышно». Все брызнули от смеха. Опытнейший турист, работник «Гидрометеослужбы», весельчак и поэт, неунывающий Виктор Феофанов был желанным участником наших походов. Руководителем – рабочий завода «Фреза» Валентин Голубенко.
Место прописки – Долина гейзеров
Нужно отметить, что, благодаря тренировкам под Авачей, дисциплине, в нашей группе за все эти годы не было ни одного несчастного случая. Наша группа не единожды бывала в Кроноцком заповеднике. Чтобы побывать в укромных уголках заповедника, мы, как бы выразились сегодня, «зарабатывали бонусы»: по возможности помогали Виталию Николаенко (единственному жителю СССР, имевшему прописку: Долина гейзеров) в обустройстве его кордона и кордона на Кроноцком озере.
После походов с Валентином Арсентьевичем в институте вывешивали фотостенды, устраивали выставки, участвовали в конкурсах центральных и областных газет, делились своими впечатлениями на их страницах и с читателями журнала «Турист». Приходится только сожалеть, что судоремонтный завод «Фреза», судоверфь им. В. И. Ленина и многие другие промышленные предприятия и учреждения, при которых были организованы и работали туристические секции, «приказали долго жить».