Имя Алексея Высторопца знакомо многим камчатцам. Актер, председатель реготдления «Союза театральных деятелей», лауреат госпремий и просто очень талантливый человек. Недавно его пригласили стать членом жюри международного фестиваля в Новошахтинске, где подписал соглашение о сотрудничестве Камчатки с Мариупольским театром. О жизни, о творчестве, о планах Алексей рассказал в интервью.
Марина Руденко, «АиФ Камчатка»: Алексей Геннадьевич, Вы в наш город и на фестиваль приезжаете второй раз?
Алексей Высторопец: В Новошахтинске я впервые. В прошлом году был участником фестиваля. У меня было совсем мало времени, поэтому я прилетел только отыграть спектакль в Таганроге, до Новошахтинска в прошлом году не доехал. Стал победителем в номинации «моноспектакль», сыграв «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца. Для этого молодого спектакля новошахтинский фестиваль был первым, а в сентябре его признали лучшим в числе двадцати моноспектаклей России, и он был показан в Москве на фестивале «Соло». Спектакль очень востребован, недавно я играл его в Иркутске, в театре Охлопкова. В июне этот спектакль ждут в Ижевске, осенью – опять в Иркутске и в Новороссийске.
- Как поступило предложение войти в жюри? Ваши ощущения в новой роли? Вы строгий член жюри?
Я слышал о вашем театре от Ольги Валентиновны Сенаторовой, с которой мы часто пересекаемся на разных фестивалях. А со Светланой Николаевной Соповой мы познакомились только на фестивале в прошлом году, хотя созванивались. И в Москве у нас была возможность встретиться на форуме театральных деятелей, но не случилось.
Удивительные ощущения от того, что в совсем небольшом городе проходит такой фестиваль международного уровня. Сюда приезжают известные большие репертуарные театры не только Центрального региона, со всех уголков страны. И все это объединено в этом небольшом здании Новошахтинского театра с какой-то сумасшедшей и прекрасной организацией, когда весь коллектив единым целым, единым фронтом встречает, обеспечивает фестивальные спектакли – это, конечно, меня восхищает.
Еще меня восхищает ваш зритель, он очень схож с нашим (прим авт. зритель города Петропавловск-Камчатский), у нас тоже очень театральный город, публика открытая, добродушная и любящая театр. Такой же зритель в Шахтинском театре, любящий своих артистов, встречающий их аплодисментами. Я разговорился с одним из зрителей после спектакля Владимирского театра «451 градус по Фаренгейту». Он был с внучкой, ей лет девять. Я спросил, девочка смотрит? Он ответил: «Смотрит. Мы театралы, мы за 100 километров приехали». И такое отношение к театру, конечно, вызывает восторг.
По поводу жюри: я благодарный зритель, люблю артистов, но очень требователен к профессии. Этот состав жюри – потрясающий, потому что мы сразу оговариваем несколько срезов. Что касается актерской профессии, я делаю разбор, опираясь на основы актерского мастерства. Сергей Михайлович Дитятев дополняет с точки зрения режиссуры, Людмила Львовна Фрейдлин и Ольга Валентиновна Сенаторова разбирают спектакль с позиции профессиональной классической критики. Отсюда выходит объективность.
- Чем наш фестиваль отличается от других?
- Любой фестиваль бесценен тем общением, которое происходит между театрами. Здесь устанавливаются межрегиональные связи, знакомятся артисты. Это кажется, что у нас страна большая, а театральный мир очень узкий. Но на вашем фестивале особая душевность, восхищает теплота диалога. Все театры, жюри чувствуют себя у вас комфортно, потому что делают большое благое дело, а взамен получают благодарность и любовь зрителей. Это огромная заслуга Светланы Николаевны Соповой, она объединяющая личность, всю свою душу вкладывает в это общение, в организационные процессы. Фестиваль за семь лет стал в России известным, ваш город на слуху.
Вот один из примеров: на фестивале я как председатель Камчатского СТД, подписал соглашение с генеральным директором Мариупольского академического театра о межрегиональном взаимном сотрудничестве. В течение года мы организуем гастроли этого театра в Петропавловске-Камчатском, мы считаем это своей большой миссией, чтобы Мариупольский театр, который сегодня находится в очень непростой ситуации, прилетел туда, где начинается Россия.
- Вы 28 лет уже в театре. Никогда не было желания уйти в другую сферу?
- Было, я и уходил из театра. В какой-то момент наступает ситуация, когда хочется все бросить. И причины могут быть разными. У меня это было связано с недопониманием сегодняшнего театрального процесса, псевдорежиссуры, с режиссерским невежеством и бездарностью, которая использует театр, прикрываясь громкими словами, но на самом деле имея только коммерческий интерес. Приехать, как-нибудь поставить спектакль, получить деньги и больше никогда к нему не возвращаться. С такими режиссерами мне театр стал не интересен. Слава Богу, на сегодняшний день, эта порочная практика российского театра начинает, как шелуха, отлетать.
В тот момент мне поступило предложение от Владимира Васильевича Мишарина приехать в Сочи и начать свою деятельность в дирекции Зимнего театра. Я принял это предложение и уехал жить и работать в Сочи.
Но именно Камчатский театр сделал меня артистом, я очень люблю его, ждал перемен, через год обстоятельства изменились, я вернулся назад и стал вновь артистом родного театра. Сразу после возвращения я выиграл выборы на должность председателя Камчатского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, был назначен губернатором в Общественный экспертный совет по культуре при Правительстве Камчатского края, вошел в наблюдательный совет Камчатского театра кукол.
- Председатель СТД – это административная работа. А как же творчество?
- В 2003 году я начал работать в системе управления театра, семь лет в своем театре возглавлял отдел рекламы и маркетинга. Я окончил продюсерский факультет, у меня есть свой продюсерский центр, которым руковожу, занимаюсь организацией гастролей звезд российского театра и кино на Камчатку. Мне нравится этим заниматься, помимо актерской профессии. Иногда не хватает времени, но всегда есть ночь. В этой работе я ставлю две цели: моя миссия - дать возможность людям, живущим в отдаленных регионах, познакомиться и увидеть воочию творчество известных хороших артистов. И вторая цель – коммерческий успех.

К сожалению, уже нет многих, с кем я начинал работать. Это были великие люди Владимир Коренев, Лев Константинович Дуров, Александра Назарова, Юрий Шерстнев, Борис Клюев.
- Как Вы относитесь к тому, что из провинции вымываются кадры? К сожалению, такая тенденция присутствует во всех сферах деятельности. Наверно, и театр не исключение. Вас тоже неоднократно приглашали в Москву, но Вы остаетесь верны своей Камчатке.
- Если есть желание поехать в Москву, надо обязательно туда поехать, потому что, не получив там по лицу, никогда не поймешь, как тебе дорог твой край. Действительно, у меня были приглашения в Москву, но это не были репертуарные театры. Я много езжу по стране, и, на мой взгляд, настоящее творчество живет все-таки в провинции. Не хочу обижать Москву, это действительно город возможностей, но это мегаполис. Там даже маленькие театрики всегда найдут своего зрителя. А в провинции нужно побороться за то, чтобы театр стал посещаемым, нужно обращать внимание на качество выпускаемого продукта.
Москва, в отличие от провинции, место для театрального эксперимента, в большинстве своем неудачного. Впрочем, исключать этого тоже нельзя, история театра говорит нам о том, что все рождается через эксперимент, который потом перенимает классический театр. Мейерхольда в свое время тоже не принимали, и закончилось все трагично, но его десять скоростей, биомеханику, тренинги, мы до сих пор используем для подготовки актеров.
Когда настоящий театральный эксперимент используют в качестве подмены понятий для некого режиссерского способа самоудовлетворения, когда перестают думать о зрителе, включают свою больную фантазию, этого не приемлю. Я не могу себе позволить быть инструментом в бездарных руках такого режиссера. Их, к сожалению, на сегодняшний день много, но к счастью, они быстро уходят из театрального пространства.
- Не хотелось ли Вам поставить спектакль в качестве режиссера?
- Нет, потому что мне не интересно по ту сторону рампы. И у меня нет такой глобальной фантазии, чтобы придумать, увидеть спектакль от начала до конца. А войти в плеяду посредственных режиссеров, быть середнячком я не хочу. От режиссера многое зависит, я видел, как за несколько лет уничтожаются прекрасные театральные коллективы. И как возрождается театр, как феникс из пепла, я тоже видел. Театр существует более двух тысяч лет и будет жить бесконечно, потому что это живое восприятие актерской энергии, которое передается зрителю, приходящему в театр за эмоциями. И мы обязаны подарить ему это, поделиться собой.
Публика воспринимает и любит артистов по сыгранным ролям, по ним представляет их личности. А это чаще всего не так. Артисты обычные люди. Мы также расстраиваемся, восхищаемся, плачем в подушку, сжимаем кулаки до побеления косточек. Актерская профессия – удивительная, иногда придуманные образы и характеры открывают в тебе самом то, чем ты порой и сам с собой боишься поделиться. Чужие жизни проживаем. Я считаю себя счастливым артистом, потому что люблю то, чем занимаюсь.