Пушистый и хрустящий снег постепенно окутывает улицы за окном, а до известного волшебного праздника остаётся меньше месяца. Вот-вот завертится предновогодняя суета, воздух наполнится ароматом свежей хвои и горьковатой корицы, а жители полуострова, особенно самые маленькие, будут с нетерпением ждать заветного часа.
В декабре Камчатский театр кукол представит сказочную премьеру «Двенадцать месяцев». О предстоящем спектакле и таинственной закулисной работе рассказала художник-декоратор, художник-постановщик Екатерина Черешкова.
Мастер на все руки
Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: Екатерина, когда и почему вы захотели работать в театре?
Екатерина Черешкова: Сложно сказать. С одной стороны, это получилось случайно, с другой – совсем нет. По образованию я художник-оформитель, около десяти лет работала совсем не в театральной сфере. А потом почувствовала, что в жизни нужно что-то менять, находилась в поиске себя и поняла, что очень хочу работать в Камчатском театре кукол. Я была согласна на любую вакансию, и тогда меня смогли взять распространителем билетов на первые несколько месяцев, возможно, это было небольшим испытанием.
После этой работы, когда меня уже приняли в цех, я стала внимательно следить за тем, что здесь делают мастера, помогать и в процессе учиться всему. Попала в штат, через какое-то время мне даже позволили проявлять себя в качестве художника-постановщика некоторых спектаклей. То есть придумывать всю визуальную часть спектакля и нести за неё ответственность.
Вообще, художник-декоратор – это условное название моей должности, как и у других мастеров здесь, в художественно-постановочном цехе. Например, если у меня есть время создать куклу, я не буду заниматься только лишь декорациями. У нас все помогают друг другу.
– Расскажите, как проходит процесс создания декораций.
– Всё начинается с задумки, после создаётся эскиз. Наброски на бумаге – важная часть, потому что на этапе придумывания и режиссёр, и мастера, и актёры должны хорошо понимать друг друга. Когда предполагаемое оформление сцены определено, согласие должен дать главный художник нашего театра, как самый опытный человек. Он может отметить какие-то недоработки и оплошности, подсказать решение той или иной проблемы. Когда всё согласовано, создаются уже полноценные эскизы в цвете – куклы, костюмы, декорации. Затем чертёж со всеми размерами передают плотнику, конструктору. И так поэтапно, пройдя через все цехи, появляется новый мир для нового спектакля. Бывает, что совсем незадолго до премьеры мы за два дня или, например, две бессонные ночи делаем последние штрихи, чтобы всё было в лучшем виде.
Порой мы прибегаем к уже проверенным годами приёмам, но абсолютных повторений, конечно, нет. Я думаю, что если однажды нами был использован удачный стиль, а через какое-то время ставится пьеса, к которой он подходит, то почему бы не вспомнить хорошие и подходящие в определённом случае приёмы. Возможно, так не нужно делать, но велосипед, как говорится, уже изобретён.
Мысли из снов
– У вас есть любимые спектакли из тех, над которыми вы работали?
– В прошлом году режиссёр из Санкт-Петербурга Кирилл Смирнов ставил в нашем театре «Серебряное копытце». Эта одна из моих любимых сказок детства, поэтому работа целиком и полностью пришлась мне по душе. Всё вызывало тёплые эмоции, а подходящие интересные образы рождались сами собой. И результат порадовал. Но такое, к сожалению, бывает не всегда.
Шёл у нас спектакль «Северная сказка», над которым я работала как художник-постановщик. Прочитав пьесу, я сразу представила, какой шикарной может получиться постановка, ведь история невероятно интересная, смешная, и, наверняка, придётся по нраву детям разных возрастов. Однако в процессе работы, возможно, что-то где-то было недодумано, может быть, повлияли сжатые сроки, и для меня результат не получился настолько удовлетворительным, насколько мог бы быть. Буду рада, если когда-нибудь получится восстановить этот спектакль, переделать декорации и снова представить замечательную историю, но уже несколько иначе.
– А откуда вы обычно черпаете вдохновение?
– Когда наступает время работы над постановкой, я сразу осознаю, что у меня есть дело, которое нужно выполнить. Не всегда ведь может нравиться пьеса или быть близка и понятна тема спектакля, но от поставленной задачи никуда не деться. В такие моменты начинаешь постоянно, днями и ночами, думать о работе. Бывает, даже сквозь сон какие-то нужные мысли пробираются. А иногда вдохновение приходит внезапно и на долгое время, тогда ты сразу загораешься спектаклем и творишь. Вообще, вдохновение в любом случае либо посещает мастера сразу, либо приходит во время работы. Бессмысленно сидеть и ждать его, ведь это, как минимум, остановит рабочий театральный процесс.
– В работе часто приходится сталкиваться со сложностями?
– Сложности, как и в любом деле, есть всегда, и нередко они могут возникнуть в работе над декорациями. Я думаю, что мне не всегда хватает опыта или образования, поэтому техническая часть той или иной работы иногда вызывает сложности. Но в таких случаях к нам на помощь всегда приходит Зиновий Ефимович Кужелев, наш художественный руководитель и главный художник.
Праздник к нам приходит
– Камчатский театр кукол уже готовится к Новому году?
– Да, к празднику готовимся, в этом году мы представляем новый спектакль «Двенадцать месяцев». Плотник уже выпиливает красивые деревья, а мы с коллегами сейчас работаем над куклами. Это тоже очень интересно – создание образов, выбор материалов для них. Иногда хочется использовать мешковину или какую-нибудь мочалку, а вот постановка «Двенадцати месяцев» представляется мне красивой сверкающей сказкой, поэтому в ход можно пустить много золотой парчи, разных блестящих материалов.
Новогодние представления мы начинаем показывать в конце декабря, но, естественно, большая часть материала должна быть подготовлена заблаговременно. Как минимум, куклы, потому что каждому артисту нужно привыкнуть к персонажу и управлению им.
– Как вы думаете, в чём секрет успешной постановки для детей?
– Мне кажется, дети воспринимают общую работу театра. Ведь если, например, спектакль оформлен шикарно, но кажется скучным, он не оставит о себе хорошего впечатления. Или же, наоборот, визуальная часть не привлекает, тогда зрителей тоже будет сложно заинтересовать. Вообще, дети всегда хорошо реагируют на музыкальность спектакля, на юмор. А ещё многое зависит от возраста зрителей – те, что помладше обращают внимание на красочность и яркость, а дети школьного возраста могут уловить определённый стиль спектакля, проникнуться задумкой всего происходящего на сцене.
– Екатерина, за что вы больше всего любите свою работу?
– За всё, если честно. Я занимаюсь делом, которое приносит мне удовольствие. После каждой премьеры, да и не только, внутри царит чувство праздника, и, кроме того, меня окружают невероятно интересные люди. В театре кукол мы работаем над совершенно разными спектаклями, но всегда здесь царит чудесная атмосфера, дарящая ощущение радости, веселья и нескончаемого детства.