«Поэт в России – больше, чем поэт, он – отраженье века своего», – писал Евгений Евтушенко, и с мыслью культовой творческой личности трудно не согласиться. Правда, многие современные авторы почему-то начали использовать эту фразу как руководство к действию, и в прямом смысле, что видят, то поют.
Мой собеседник – финалист международного поэтического конкурса «Слово талантам», юрист по профессии и большой любитель складывать слова в рифмы Александр Саватеев, крутит в руках первый печатный сборник своих стихов с весенним названием «О любви?». Молодой человек поэтом себя сознательно не называет, хотя, в узких творческих кругах его фамилия достаточно известна. И дело здесь совсем не в излишней скромности.
Любовью по голове
– Никаких необычных подробностей в этой истории нет – стишки пошли, когда меня впервые оглушила глыба под названием «любовь», – отвечает на вопрос о начале писательской деятельности молодой человек. – Думаю, каждому парню знакомо это ощущение, когда чувств и мыслей в голове так много, что не хватает слов их выразить. На бумагу выплёскивать легче – она, как известно, всё стерпит.
А что-то приличное, как мне кажется, начало получаться уже после университета, когда я познакомился с творчеством петербургской рок-группы «Animal ДжаZ». Для меня стало откровением, что молодые ребята выходят к широкой публике и без страз и перьев, без всякой попсы говорят то, что ударами набата отзывается во мне. Более того, их не закидывают тухлыми яйцами, а слушают, приходят на концерты, «дербанят» тексты песен на цитаты…
Тогда появилась шальная мысль: «А вдруг и то, что в моей голове – не такой уж и бред?». Писать сразу стало легче, а кому-то давать прочесть – почти не страшно.
Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: Эта мысль, наверное, грела во время ожидания результатов международного поэтического конкурса «Слово талантам»?
Александр Саватеев: Да, спасибо коллегам по писательскому цеху – практически уговорили меня подать заявку. У нас есть сообщество в популярной социальной сети, называется оно «Возвращение Дон Кихота». Вот там каких-то завиральных идей не найдёшь, в том числе и: «Сань, попробуй, у тебя может получиться!». И получилось – моё стихотворение напечатали в итоговом альманахе конкурса, который собрал лучшие, по мнению жюри, поэтические произведения. От этой новости у человека, который восемь часов в день корпит над юридической документацией, волосы на голове дыбом встали. Я тогда так расхрабрился, что даже подал заявку на издание собственного сборника. Эти двенадцать стишков объединены одной темой: описывают всю гамму чувств персонажа после разрыва отношений с любимым человеком.
– Что почувствовал, когда впервые взял в руки свою книгу?
– Были странные ощущения. Я хорошо помню своё состояние, когда рождались эти строки, ведь в них зашифровано послание очень дорогому человеку. В момент написания сборника передо мной не стоял вопрос – кому и зачем ты всё это рассказываешь, потому что я просто говорил ей о своих чувствах. И уже потом, по обратной связи от читателей, понял, что многие испытывают подобное, когда их с головой накрывает волной любовных переживаний.
Стоп! Записано!
– Слушая песни популярнейших российских исполнителей, складывается ощущение, что бессвязный набор слов, фальшиво пропетый публике – залог успеха. Значит ли это, что хорошие тексты не нужны современной российской поп-культуре?
– У поп-культуры задача такая – развлекать народ, чтобы заработать на этом деньги. Сделать это достаточно просто: продавать публике то, что проще для их понимания. Разве можно ругать Элджея (популярного российского хип-хоп-исполнителя. Прим. ред.) за то, что он хочет хорошо зарабатывать? И Алексей Узенюк – это настоящее имя кумира миллионов подростков по всей стране, отлично со своей задачей справляется. К счастью, большинство пятнадцатилетних ребят перерастают это так называемое творчество, поэтому век Элджея – не долог. На его место придут другие кумиры, а на место его поклонников – другие подростки.
– Но даже любители современной поэзии в тематических пабликах ставят больше лайков на стихи с крепкими словцами и агрессивным посылом. А вот произведения в стиле блоковской лирики с её чуть уловимыми «духами и туманами» не находят отклик у аудитории. Получается, что красивый слог сегодня не отзывается в сердцах и душах публики?
– Сослагательные наклонения вообще дело неблагодарное, времена, как говорится, не выбирают – в них живут и умирают. Но рискну предположить, что сегодня творчество Блока в том виде, в котором мы его знаем, вообще бы не родилось. Агрессия в стихах современных авторов – это последствия агрессии в реальной жизни. Негатив и деструктив повсюду: в автобусах, в социальных сетях, в новостных репортажах. Так почему же его не должно быть в стихах? По-моему, наоборот, это очень закономерный процесс, и поэтому-то такой посыл «заходит» публике. Они же тоже ездят в этих же автобусах и смотрят те же новости.
– Можно ли назвать эту «фиксацию действительности» – литературой, а авторов таких произведений – поэтами? Где, по-твоему, эта грань между творчеством и графоманством?
– Иосифа Бродского судили за тунеядство и даже благополучно отправили за это в ссылку. Так вот, когда судья спросил Иосифа Александровича: «Кто вам сказал, что вы поэт?», будущий лауреат Нобелевской премии уверенно ответил: «Я думаю, это от Бога». И вот здесь я со своим литературным учителем, уж простите меня за пафос, не соглашусь: как человек нерелигиозный отвечу на вопрос, что поэт для меня тот, кто волнуется, что его никто не будет читать. В моей голове таких мыслей не возникает: для Александра Саватеева написание стихов – лишь способ борьбы с неврозами. Уж слишком дорогие нынче психоаналитики.
Талант – за деньги
– В России, как известно, поэтов любят только после смерти. Что, по-твоему, должно произойти, чтобы эта фраза потеряла свою актуальность?
– Она актуальная уже лет 200, и ещё долго будет хлёстко, но очень точно характеризовать народную любовь жителей нашей страны к абсолютному большинству творцов. И тем более, сейчас, когда время поэзии, двигающей жизнь вперёд, безнадёжно ушло. В документальном фильме «Прогулки с Бродским» Иосиф Александрович очень точно подметил, что XXI век не может ничего предложить человечеству, кроме идеи бесконечного ускорения. Это было в начале девяностых, за десять лет до нового столетия. И что с этой вечной гонкой делать, человечество до сих пор не знает. Сегодня просто не до литературы и не до поэзии, но, может быть, старания современных поэтов когда-нибудь будут оценены.
– Многие современные авторы научились монетизировать свой талант: писать стихи на заказ на свадьбы, юбилеи, корпоративы. Как оцениваешь такой способ зарабатывания денег писательским трудом?
– Отлично к такой практике отношусь и не вижу в этом ничего зазорного. Я тоже как-то раз писал «примирительное» стихотворение по просьбе мужчины, который обидел свою жену. История умалчивает, вместе они сегодня или нет, но я взялся за заказ с удовольствием. Это же заставляет мозги шевелиться: одно дело, когда пишешь, что чувствуешь, и слова льются, а другое – когда передаёшь переживания и эмоции чужого человека. Но существует опасность увлечься такими заказами и превратиться в Элджеев, которые рифмуют всё, что можно зарифмовать. В этом случае стоит навсегда закрыть блокнот и даже не думать о поэзии.