О том, как и с чего появился «Любовный приворот» и насколько вообще реально провинциальному актёру раздвинуть горизонты творческого поиска за пределы регионального небосклона, сегодняшний разговор с камчатским участником антрепризы, заслуженным артистом России Алексеем Высторопцем.
«Одна репетиция — и в бой!»
Александр Крышталь, kamchatka.aif.ru: Алексей, такого ведь действительно не было ещё на Камчатке?
Алексей Высторопец: Не было. Хотя был один почти экспромт… Несколько лет назад, когда приезжал Московский театр оперетты, им понадобилась актриса. Они сообщили об этом за несколько недель. Я предложил сыграть с ними Евгении Кевевтегиной из кукольного театра. Причём у неё была немалая роль и три музыкальных номера, один из которых сольный. Мы Женю подготовили, и она сыграла с ними. Уже здесь, по приезде москвичей, была одна совместная репетиция — и в бой!
– Всего одна?
– Одна. Мы просто не привыкли так работать. Мы в провинции варимся в собственном соку, а в Москве такие вещи сплошь и рядом. Артист самостоятельно готовится к спектаклю, потом происходят совместные репетиции, и дальше — играют. В этом заключается очень увлекательная творческая авантюра.
– Только качество другое…
– Не всегда…
– Ну не всегда, но в основном. А идея «Приворота» родилась прошлым летом в Сочи. Мы давно знакомы с актёрами студии «Шесть кадров». Дружим семьями. И как-то зашёл разговор, что вот неплохо бы сыграть вместе, попробовать совместное партнёрство на сцене. Эта идея воплотилась в жизнь.
У меня, кстати, похожий опыт уже был. В позапрошлом году мы с другом-режиссёром летали в Иркутск. Я отсюда, он из Петербурга, а там взяли ещё четверых иркутских артистов и сделали спектакль, показав его на Вампиловском фестивале. Это, впрочем, был больше мой моноспектакль, остальные актёры играли второстепенные роли. Пьеса современная — рассказ от лица девятилетнего мальчика, который попадает в экстренную ситуацию.
Комедия положений
– Совершенно верно. Мне тоже не всё по душе. Но дело в том, что в Москве уровень актёрских капризов совершено другой. Там порой и нет никаких капризов, а человек в экстренной ситуации очень быстро выдаёт такой результат, какой можно годами репетировать и не выдать.
– Это не про сериалы, часом?
– Сериалы — это ширпотребное, для домохозяек.
– Но и театральный уровень в столице сейчас не так уж высок, как мне кажется. Мне, например, как-то не везло в последние годы в Москве с «попаданием» на хорошие спектакли.
– С 2007 по 2012 год я по два месяца в году жил в столице, учился на театрального менеджера в ГИТИСе. Отсматривал в разных театрах в среднем по 15—20 спектаклей в месяц. Вспомнить можно об одном-двух и всё.
– Я просто неблагодарный зритель. А многим нравится. В самом посредственном репертуаре можно зачастую найти такие спектакли, от которых просто дух захватывает. Хочу, чтобы и наш проект был удачным. Чтобы за спектакль не было стыдно и он понравился камчатским зрителям.
– Что за пьесу вы поставили с москвичами?
– Автор Юрий Лукин. Комедия положений. Сюжет рассказывать не буду, но суть такая. Мы все, когда у нас возникают определённые проблемы, в частности, в любви, начинаем перекладывать с больной головы на здоровую. И цепляться даже за какие-то непредсказуемые вещи, за которые мы бы в нормальной жизни никогда не стали цепляться. За тех, кто нам, по нашему мнению, способен помочь, кто поможет сделать выбор за нас. На этом и строится вся сюжетная линия комедии… Барышни думают, что они сейчас найдут своих суженых, а ребята, которые возникают, не подозревая о том, что являются участниками чужой игры, всё становятся участниками. Из всего этого все вчетвером позже находят счастливый выход.
– Что-то напоминает…
– Комедийных сюжетов вообще всего двенадцать — остальное закручивается вокруг. Всем в мире, особенно отношениями между мужчиной и женщиной, управляет любовь. Если этого не происходит, то предмета для разговора нет.
Непотопляемая «собака»
– Алексей, твой моноспектакль «Как я съел собаку» по Евгению Гришковцу держится на сцене больше десяти лет. Срок для провинциального театра очень большой. Говорят, ты и в Москве с «Собакой» выступал?
– Да, два раза на малой сцене Театра имени Ермоловой. И ещё в Красногорске и Мытищах. Это связано с тем, что я много общаюсь с театрами.
В Москве несколько другой зритель. В некоторых местах спектакля, воспринимаемых у нас спокойно, там зал вставал. А результат один: у нас получалось очень трогательное общение.
«Собака» для меня — уникальный актёрский тренинг. Спектакль-то растёт. И я расту. Каждое представление очень отличается от предыдущего.
– «Прорывы» за пределы провинциальности, пускай эпизодичные, наверное, нужны камчатским актёрам. Тебе помогла в этом учёба в ГИТИСе. А вообще реально ли это для твоих коллег?
– Реально. Но не всегда интересно. Может, если бы я действительно искал сам возможности подзарабатывать в Москве, я бы и «Собаку» там не играл. Всё пришло само собой...
– А мелькнуть в кино на всю Россию неужели никогда не хотелось?
– Такая «засветка» была бы моментом тщеславия, не более того. А дальше что? Жизнь намного интереснее. А творческая жизнь заканчивается, как только ты в ней остановился. Мне интересно делать то, что мне нравится. Делиться тем, про что я с уверенностью могу сказать, что могу этим поделиться и готов это делать… Остальное в актёрской работе не так важно. Это многие актёры скажут, если действительно будут откровенны.