«Авиационная тематика стала одной из ключевых проблем, вынесенных на обсуждение IX Восточного экономического форума. Вопросы, связанные с развитием воздушного транспорта, наращиванием пассажиропотока, серийным выпуском отечественных лайнеров, созданием предприятий БПЛА, формированием наземной инфраструктуры, впрямую рассматривались на четырех панельных секциях. Название одной из них «Авиация Дальнего Востока: доступность для людей» определяет суть всех дискуссий. Воздушным транспортом должен иметь возможность воспользоваться каждый житель ДФО, особенно в отдаленных населенных пунктах. Авиация вошла и в список основных направлений социально-экономического развития макрорегиона, которые озвучил Президент РФ в программном выступлении на пленарном заседании ВЭФ-2024», – рассказал принимавший участие в работе Восточного экономического форума генеральный директор Корпорации развития Камчатки Александр Мыльников.
«Нам надо строить собственные самолеты, надежные качественные и в нужных нам объёмах. В этой связи прошу ускорить разработку пассажирской версии легкого многоцелевого самолета «Байкал». Нужно запустить его серийное производство уже в ближайшее время», – потребовал глава государства Владимир Путин, выступая на пленарном заседании IX Восточного экономического форума.
Чуть позже первый вице-премьер РФ Денис Мантуров в кулуарах ВЭФ-2024 рассказал журналистам о причинах переноса серийного производства регионального самолета ЛМС-901 «Байкал». Первоначально начало массовой эксплуатации машины, в том числе на Дальнем Востоке, планировали еще на 2023-й год, но в сроки пришлось внести коррективы из-за необходимости замены установленных на прототипе самолета импортных двигателя и винта на отечественные аналоги.
«Можно рассчитывать только на российский двигатель ВК-800, российский винт, который будет готов с сертификацией к концу 2025 года. А 2026 год – это уже сертификация непосредственно на самолете и начало поставки авиакомпаниям, которые подтвердили готовность в приобретении этого судна», – сказал Денис Мантуров.
Авиакомпания «Аврора» входит в число потенциальных получателей перспективной региональной машины. Ранее сообщалось, что единому дальневосточному перевозчику требуется около 100 «Байкалов». Сегодня эта цифра, скорее всего, скорректирована. В целом же не возникает сомнения, что российским региональным трассам необходима современная машина. Но пока построен единственный «Байкал», и нет окончательного понимания локации, на которой стартует серийное производство легкомоторного самолета.
В качестве такового места называют Комсомольск на Амуре. Здесь создается завод, профильно ориентированный на выпуск ЛМС-901. Предприятие вступит в строй не раньше конца следующего года. Производительность нового завода невысока – 20 машин в год. Называют также Уральский завод гражданской авиации в Екатеринбурге, выступающий головным разработчиком машины, и даже предприятие на территории Белоруссии.
Объективности ради следует отметить, что многие эксперты считают «Байкал» малопригодным для региональных воздушных трасс Камчатки. Смущает количество пассажирских мест в самолете. Согласно действующим российским правилам одномоторный лайнер не может перевозить более 9 человек. Потребность в объёме пассажирских перевозок на большинстве камчатских региональных маршрутах гораздо выше.
По мнению специалистов, ЛМС-901 оптимально подходит для организации воздушных экскурсионных программ и постепенной замены вертолетов в сегменте экологического туризма. О необходимости такой трансформации в беседе с корреспондентом РИА Новости на площадке Восточного экономического форума говорил губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
Для дальних воздушных трасс полуострова и полетов в соседние регионы настоящей находкой может оказаться российский перспективный ближнемагистральный самолет, призванный заменить Ан-24, Ан-26 и Як-40, то есть именно те машины, которые составляют основу парка воздушных судов Камчатского авиационного предприятия. Речь идет о самолете Ил-114-300.
Накануне Восточного экономического форума управляющий директор ПАО «Ил» Даниил Бренерман сообщил об успешных летных испытаниях новой машины:
«Самолет совершил уже более 30 полетов, некоторые из них имели продолжительность более семи часов. Испытания подтверждают сходимость с расчетами, самолет демонстрирует отличные летные характеристики. Региональный Ил-114-300 предназначен для обеспечения транспортной связанности, в том числе регионов Дальнего Востока. Он станет одним из важных элементов стратегии развития российской региональной авиации и разрабатывается с учетом требований ключевых региональных перевозчиков».
Ил-114-300 способен перевозить 68 пассажиров на расстояние до 1400 километров. Лайнер может использовать как бетонные, так и грунтовые полосы.
На площадке ВЭФ Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Объединенная авиационная компания (ОАК) подписали соглашение о поставке 65 Ил-114-300 нескольким перевозчикам с 2027 по 2032 годы. В тот же срок ожидается передача эксплуатантам 132 SJ-100 и 41 Ту-204.
В обойму актуальных новостей авиационной тематики, прозвучавших на медийных и дискуссионных площадках Восточного экономического форума, вошло и сообщение о переходе строительства нового аэровокзального комплекса Международного аэропорта Петропавловска-Камчатского (МАПК) к завершающей стадии.
Согласно сообщению пресс-службы аэропорта, в здании терминала ведутся работы по отделке общественных зон и служебных помещений. Продолжается монтаж инженерных систем вентиляции, электроснабжения, кондиционирования, отопления и пожаротушения.
Подрядчик приступил к пусконаладочным работам на телескопических трапах. Их пять. Они дают возможность обслуживать до 1145 человек в час. Конструкция аэропорта позволяет в перспективе увеличить количество телескопических трапов до восьми без остановки работы терминала.
Генеральный директор Корпорации развития Камчатки Александр Мыльников напомнил, что строительство аэровокзального комплекса ведет УК «Аэропорты Регионов» в рамках подписанных с КРКК акционерного и инвестиционного соглашений.
Площадь возводимого терминала составит 50 тысяч квадратных метров. В здании расположатся 5-звездочная гостиница, магазины сувениров, одежды, товаров для отдыха и рыбалки, кафе и рестораны.
Сегодня МАПК в стенах даже реконструированного старого аэропорта приходится работать с большим напряжением, но они успешно решают задачи по обслуживанию пассажиров и воздушных судов. За три летних месяца воздушная гавань встретила и отправила в полеты более 362 тысяч человек, что на четыре с половиной процента больше, нежели за аналогичный период прошлого года. Самым напряженным месяцем традиционно стал август. В среднем аэропорт ежедневно обслуживал около 4600 человек.
Количество самолетовылетов в МАПК за лето превысило 1750.
Нельзя исключать, что в текущем году главная воздушная гавань региона вплотную приблизится к символической отметке в 1 миллион принятых и отправленных в полет пассажиров. В 2023 году аэропорт обслужил более 900 тысяч человек.