Военные засекретили рекордный заплыв через Берингов пролив в Америку

Виктор Гуменюк

О том, что рекордный заплыв моржей через Берингов пролив из России в Америку в этом году всё-таки свершился, известно всем. Однако мало кто знает, каким образом происходила эстафета в холодной морской воде: информация с места августовского события была скудной и дозированной.

   
   

Почему возникла завеса секретности, какие испытания пришлось преодолеть пловцам по пути с российского мыса Дежнёва до мыса Принца Уэльского на Аляске? Об этом корреспонденту «АиФ-Камчатка» рассказал один из участников экстремального заплыва, обладатель дипломов российской и европейской Книг рекордов Виктор Годлевский.

Виктор Годлевский после заплыва. Фото: Из личного архива

Военные деньги

Татьяна Боева, «АиФ-Камчатка»: – Рекорд по преодолению Берингова пролива «врукопашную» планировался ещё в прошлом году. Тогда не получилось. А сейчас всё произошло, но как-то… тихо. Почему?

Виктор Годлевский: - Всему виной наши бюрократия и закрытость. И финансовая сторона вопроса, конечно. Обеспечение многокилометрового эстафетного заплыва в открытом море, где температура воды круглый год держится возле отметок 2-3 градуса, — дорогое удовольствие. Но всё состоялось благодаря новому министру обороны. По приказу Сергея Шойгу Восточным военным округом был организован оргкомитет. А дальше всё просто — поступила команда сверху: выделить суда и обеспечение. Надо признать, организация заплыва была проведена на высшем уровне. С единственной, повторимся, проблемой — информационной. Деньги-то военные…

- Теперь понятно, почему так много слухов ходило вокруг вас. Говорили, например, что водки моржами было выпито немало…

- Даже комментировать это не хочу. И до нас доходили слухи, будто иностранцам пива не хватило. Это полный бред! Вы хоть представляете себе, что это такое — плыть в ледяной воде при волнении моря в 4 балла, причём и днём и ночью? Это абсолютно нереально в нетрезвом виде!

- Много иностранцев было?

   
   

ДОСЬЕ
Виктор Александрович ГОДЛЕВСКИЙ родился 4 января 1959 г. в Житомирской области. На Камчатке с 1981 г. Окончил КамчатГТУ по специальности «инженер-технолог рыбных продуктов». Основатель ООО «Марафонское зимнее плавание», участник и победитель многих соревнований международного уровня по зимнему плаванию. Стаж моржевания — 22 года. Женат, сын Артем — самый молодой из камчатских моржей.
- В заплыве участвовали 66 человек из 17 стран мира, 27 — иностранцы. Мы стартовали на корабле «Иртыш» 5 августа в 16.24 от мыса Дежнёва. Температура моря была плюс восемь — это необычно тёплая вода. А через 20 километров от берега градусник уже показывал 2-3 градуса.

- Было кому следить за вашим здоровьем?

- Была бригада врачей — человек 20 — из Благовещенска плюс судовые медики. «Иртыш» — это плавучий госпиталь, оборудованный всем необходимым для спасения людей. Поэтому условия нам обеспечили максимально комфортные.

- Кто прыгнул в воду первым?

- Американка Мелисса О’Рейли. Начиналось непросто: подойти к берегу из-за штормовой погоды было нельзя. На катере Мелиссу доставили примерно метров за 50 до суши. Она прыгнула в воду, доплыла до начала старта, набрала камешки в плавки — на сувенир. И стартовала с берега, когда выстрелила сигнальная ракета. Вообще, схема была такая: к месту передачи эстафеты подвозили команды по три пловца, каждый плыл по 10 минут. Потом подходил новый катер со следующей тройкой, а первую смену отвозили на «Иртыш» отдыхать.

Температура воды была около 8 градусов — необычно тёплая для этих мест. Фото: Виктор Гуменюк

- Лично вам сколько раз пришлось заходить в воду?

- Пять раз. А ребята заходили и по десять! Кстати, перед моим первым этапом случилось ЧП: Семён из Якутии через две минуты потерял сознание и стал тонуть. Вода была плюс три, и волны — четыре метра. Семёна тут же вытащили, с сопровождающего катера сразу же ушёл следующий пловец — эстафету прерывать было нельзя, и коллеге Семёна пришлось плыть 18 минут — свои десять и его восемь. А якута отвезли на «Иртыш» восстанавливаться.

- Был ли риск потеряться в воде?

- К каждому из нас был привязан яркий буй, обозначающий положение в волнах, так что потеряться было невозможно.

- А как насчёт нервов?

- Да, были люди, которые отказывались плыть. Те, кто привык к тихой воде. Представьте, если высота волны 4 метра, тебя поднимает сначала на гребень, а потом несёт вниз — как воздушная яма в самолёте. Создаётся подобие вакуума — и так всё время. А надо не просто удержаться на воде, но ещё и плыть! И одного умения здесь недостаточно. Необходимо было лавировать, чтобы быть всё время на гребне волны. Я поначалу попытался плыть кролем, но понял, что долго так не смогу: лицо постоянно в воде, трудно ориентироваться. Ещё шлюпка была сзади. Через каждые десять гребков приходилось поворачивать голову, чтобы следить за направлением катера. Я плыть не устал, но пальцы на руках подмерзали. И только на катере понял, как меня укачало на волнах. Попытался «покормить рыбок», перегнувшись через борт, — ничего не вышло. Хорошо, что не позавтракал! Решил, что на обед не пойду. У других такая же ситуация: рвотный рефлекс возникал ещё во время заплыва. А плыть надо! Потом я не ел двое суток, пил только воду.

Вода выравнивает

…Виктора Годлевского, единственного экстремала, представлявшего на эстафете Камчатку, могли к заплыву не допустить: тонометр показал повышенное артериальное давление — 145 на 95. Но он упросил врачей. А после заплыва, когда замер повторили, цифры оказались уже другими — 120 на 80, а пульс — 75.

- У многих было то же самое! Вода всё выравнивает! Чем чаще заходишь в воду, тем комфортнее себя чувствуешь. Но не переборщить тоже важно — не надо доводить себя до бесчувственного состояния. А вообще, я давно убедился: человек способен на многое, не зная об этом сам!

- Что русские не сдаются — знают все. А иностранцы?

- Однажды в мою тройку попали китаец Чжоу Ханьмин и Джеки Кобелл из Великобритании. Джеки — рекордсменка по длительности заплыва через Ла-Манш — 33 км, 29 часов без остановки. Ей за 60 лет. Весёлая, эмоциональная, общительная. Нам довелось плыть в темноте: ночь в Беринговом проливе начинается в 21.00, а в 0.20 минут уже светает — это Чукотка. Джеки вместо того, чтобы плыть на огни буксира, пошла в сторону «Иртыша». Гонялись за ней все 10 минут — и всё-таки она умудрилась на 100 метров отплыть назад. Затем без команды с катера прыгнул китаец — он по-русски не понимал. И ещё люминесцентную палочку не закрепил под резинку очков. Он просто вырвался из моих рук и уплыл в нужном направлении, хотя Джеки на борт ещё не подняли. А она толстенькая — несколько минут вытаскивали! Потом догоняли китайца — светили на него фонарём с катера, чтобы был постоянно в поле зрения...

Холод нипочём! Фото: Виктор Гуменюк

Потрясающим зрелищем был заплыв слепого австралийца Джеймса Питтара с сопровождающим его американцем Крейгом Аланом. Они плыли синхронно, быстро и красиво, как два дельфина. Я спросил потом у Крейга, как он корректирует направление для незрячего коллеги? Тот ответил: «Когда я поворачиваю голову и вижу его ухо, говорю ему, куда плыть: влево, вправо или прямо». Американец демонстрировал высший пилотаж: менял кроль на баттерфляй, уходил под воду метров на пять и выходил на спине. Это при штормовой волне! А австралиец воду «гладил» — как будто щупал её пальцами, потом клал руку на поверхность волны и делал гребок. Он чувствовал волну и шёл по ней — ему даже не нужно было указывать направление! Эти двое потрясающих людей преподали всем наглядный урок человечности. Когда австралийцу нужно было плыть к катеру, американец протянул ему ноги, тот обхватил их, и Алан тащил коллегу метров 20 на одних руках!

- Да, впечатлений у вас было много…

- Это точно — газетной площади на всё не хватит. Как, например, мы — по предложению пловчих из Ирландии — набили записками с номерами телефонов и адресами две бутылки и бросили в воду на американской территории. Как переживали из-за отсутствия связи с материком — военные общались по своей связи, а наши телефоны молчали… А когда мне удалось-таки связаться по спутниковому телефону с Камчаткой, у меня тут же вырвали трубку и сказали никакой информации не давать.

Как сами для себя организовывали концерты — были гитара и гармошка. Как благодарны команде «Иртыша» — нас кормили, поили, ухаживали за нами, помогали во всём… Как на Аляске мы вышли с флагами — каждый своей страны, а я — с флагом Камчатки.

Виктор со своими дипломами и медалью в редакции АиФ-Камчатка. Фото: АиФ-Камчатка / Татьяна Боева

Кстати, что интересно, в Америке федеральный служащий приехал на джипе, достал из багажника печать, сверил документы, поставил нам отметки в паспорта и уехал. А когда мы вернулись на Камчатку, простояли на рейде полтора суток — пограничники, таможня… С китайцем вообще возникли проблемы: его арестовали, потому что была одноразовая виза. Парень четыре дня жил в гостинице, под присмотром пограничника…

СПРАВКА

Первый международный межконтинентальный эстафетный заплыв через Берингов пролив — от мыса Дежнёва (Чукотка, Россия) до мыса Принца Уэльского (Аляска, США) прошёл с 5 по 11 августа 2013 г. Протяжённость маршрута — 86 км по птичьему полёту, или 134 км с учётом сноса северного и южного течений и ветра.

Смотрите также: