Петропавловск-Камчатский, 24 декабря — АиФ-Камчатка. Эти люди в курсе всех убийств, чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев. Покидая свои кабинеты и выезжая на место происшествия, они сталкиваются с тем, на что слабонервным лучше не смотреть…
Камчатскому краевому бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) в декабре исполняется 60 лет. Накануне юбилея корреспондент «АиФ-Камчатка» встретился с начальником этого учреждения Иреком ЗИГАНШИНЫМ.
«След» отдыхает…
Ирек Зиганшин: – Мы обслуживаем весь Камчатский край — обширную малодоступную территорию со сложными климатическими условиями. И сегодня бюро выполняет все основные виды судебно-медицинской экспертизы, кроме генетики. Мы оснащены новейшей техникой. Так что во многом вполне можем поспорить с экспертами из телесериала «След». Правда, в этом кино много откровенной профанации по части процессуальных действий. У нас следствием руководит следователь, а не врач-судмедэксперт! А смысл нашей службы — дать ответы на вопросы медико-биологического характера, возникающие у следствия. Это и есть главная задача судмедэкспертизы. И, разумеется, мы участвуем в судебных заседаниях, тесно и плодотворно сотрудничаем с правоохранительными органами.
СМЭ — многообразная наука, которая имеет свою специфику. Судебно-медицинская танатология, к примеру, изучает танатогенез, то есть механизм и причину наступления смерти и характер посмертных процессов. Судебно-медицинская травматология — механизм возникновения различных травм. Теория судебно-медицинской идентификации даёт возможность установить личность людей, в том числе и погибших. Химико-токсикологические исследования устанавливают отравления любого характера, в том числе и алкоголем, наркотическими средствами и психотропными веществами. Судебно-медицинская гинекология помогает установить преступника при изнасилованиях и развратных действиях, педофилии. Экспертиза нередко устанавливает причины смерти людей, умерших при невыясненных обстоятельствах и.т. д.
Не хуже, чем на первом канале... |
Мужество экспертов
И.З.: – Выводы наших экспертов — это людские судьбы! Поэтому и качество исполнения экспертиз повышается. И наказание в суде получает тот, кто его заслуживает.
Вот несколько примеров. В сентябре в Палане разбился самолёт. Экспертам, вылетевшим на место трагедии, пришлось работать в тяжелейших условиях. Менее чем за сутки они исследовали относительно большое количество тел погибших, а в крови лётчиков обнаружили… этиловый спирт. Кстати, это не первый случай: в 90-х на Камчатке разбился грузовой ИЛ-76. Там тоже один из членов экипажа был в состоянии алкогольного опьянения. Правда, тогда это не афишировали. А за командировку в Палану наши эксперты Роман Константинович Гречишников и Дмитрий Евгеньевич Лавренов были удостоены письменной благодарности губернатора Камчатского края — за мужество и высокий профессионализм при расследовании причин катастрофы.
Через нас проходят все случаи педофилии. К сожалению, и на Камчатке такое есть. В 2011 году исследовали погибшего двухлетнего мальчика. В результате экспертизы был установлен не только факт изнасилования, но и личность убийцы малыша.
Было и такое — однажды в одном из городских баров весь персонал после чашечки кофе уснул как убитый. Очнулись — денег в кассе нет. В их крови мы нашли лекарственный препарат — димедрол. Это помогло следствию исключить вину персонала в краже.
Кости могут рассказать многое... |
Власть поддерживает
«АиФ-Камчатка»: – Для таких экспертиз, наверное, и оборудование особое?
И.З.: – Конечно. Например, спектроскан — прибор, который позволяет определить наличие посторонних веществ в исследуемом объекте. К микроскопу подключены видеокамера и компьютер — эксперт видит всё в любом масштабе на экране монитора. Или другой аппарат — газовый хроматограф, который мы получили в 2012 году, в его новейшей базе данных более 1000 лекарств, наркотических и психотропных веществ. На Камчатке положение с наркотиками особенное: за последние два года на первое место выходят синтетические наркотики и их аналоги. Кроме того, в структуре подростковой смертности преобладает смерть от токсикомании, в частности от вдыхания газа из газовых баллончиков. Эта проблема была впервые поднята именно в бюро СМЭ, в результате сейчас профилактическая работа с подростками ведётся уже на всех уровнях.
Роль судебно-медицинской экспертизы в современном мире возрастает: к сожалению, преступность не падает, а наоборот становится изощрённее. Но растёт и уровень нашей оснащённости, повышается квалификация специалистов. За последние пять лет, благодаря министру здра-воохранения края Татьяне Лемешко, заместителю губернатора Валерию Карпенко, председателю Законодательного собрания Валерию Раенко, мы ещё крепче встали на ноги. Я руковожу бюро с 2000 года и знаю, каково отношение к нашей службе во многих регионах России: «Вы рабо-таете на милицию и прокуратуру, вот и обращайтесь к ним!». У нас, на Камчатке, по-другому — мы постоянно чувствуем большую поддержку властей, начиная с Зинаиды Николаевны Столяровой, начальника областного управления здравоохранения. Кстати, нас включили и в целевую программу «Модернизация здравоохранения Камчатского края на 2011-2012 годы». Помимо бюджетного финансирования, выделили 23 миллиона рублей, — для нас это большие деньги! На них приобретено современное оборудование в судебно-химическое, медико-криминалистическое, судебно-гистологическое отделения. Так что коллеги в других регионах нам по-хорошему завидуют. Сейчас разрабатывается краевая программа развития здравоохранения на 2013 год, и мы надеемся, что о нас снова не забудут.
СПРАВКА
Судмедэкспертиза — совокупность знаний и методик, направленных на разрешение медико-биологических вопросов, возникающих в судебной практике.
Государственное учреждение здравоохранения «Бюро судебно-медицинской экспертизы Камчатской области» организовано 24 декабря 1952 г. Тогда в учреждении было три подразделения: амбулатория, лаборатория и морг. И пять штатных единиц, среди которых — два врача. Сегодня в штате бюро — 26 врачей, большинство из них — врачи-эксперты высшей и первой квалификационных категорий. Специалисты регулярно повышают квалификацию на центральных базах страны, на кафедрах усовершенствования врачей.
Только новейшее оборудование |
ЗНАЙ НАШИХ!
Причины смерти в Камчатском краевом бюро судебно-медицинской экспертизы устанавливают в отделе, которым заведует Дмитрий Евгеньевич Лавренов. Отделом экспертизы граждан руководит Юлия Викторовна Гречишникова. Судебно-гистологическое отделение возглавляет Елена Владимировна Бондаренко, судебно-химическое — Елена Станиславовна Стрельникова, судебно-биологическое — Ольга Геннадьевна Круподёрова, медико-криминалистическое — Георгий Михайлович Мизиряк.
Незаменимым помощником руководителя бюро является его заместитель Юлия Александровна Крутикова, средними медицинскими специалистами руководит главная медсестра высшей категории Жанна Леонидовна Дрозд.
Елизовское структурное подразделение возглавляет Евгений Михайлович Скарюкин. В отдалённых районах Камчатки, куда не всегда может добраться штатный эксперт, врачам-экспертам много лет помогают опытнейшие специалисты Алексей Алексеевич Левенчук (Олюторский р-н), Татьяна Иннокентьевна Чавычалова (Мильковский р-н), Казбек Тимофеевич Кайтуков (Пенжинский р-н), Карим Нигманович Кененбаев (Карагинский р-н), Владимир Иванович Сапожков (Соболевский р-н) и др.
Особых слов благодарности заслуживают ветераны, стоявшие у истоков службы. Заслуженный врач России Любовь Серафимовна Вощула, кандидат медицинских наук, более 45 лет проработала в судебной медицине, из них более 20 лет — на Камчатке, в этом году ушла на пенсию. Многие годы заведовала судебно-биологическим отделом врач высшей категории Милослава Петровна Скуратовская. Начинал районным экспертом и доработал до зам. начальника по оргметодработе прекрасный специалист Пётр Иванович Дарганов. А Виктор Васильевич Шаркун работает и по сей день — он известен жителям полуострова своей книгой «Камчатка — климат человека».
Смотрите также:
- Камчатская краевая больница имени Лукашевского отметила своё 60-летие →
- Корень проблемы. Врач — о плюсах и минусах российской медицины →
- Врачи теперь по талонам... →