Пока в подмосковном Ново-Огарёве шло заседание президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, рыбаки от Калининграда до Камчатки замерли в нервном ожидании итогов этого мероприятия. Итоги устроили не всех.
Помоги другому?
Напомним, что данное заседание состоялось 19 октября под председательством Владимира Путина, и президент чётко обозначил свою позицию по вопросам развития рыбодобывающей отрасли.
– Ни нашу страну, ни её граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цены рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и когда почти 70 процентов доходов рыбодобывающих предприятий основано на экспорте сырья, — заявил глава государства. — Нам нужны современная прибрежная инфраструктура, перерабатывающие предприятия и высокотехнологичный рыбопромысловый флот. Решение этих проблем — забота не только государства, но и рыбаков, которые уже крепко стоят на ногах и способны инвестировать часть своих средств, полученных от освоения квот на вылов рыбы, в модернизацию рыбохозяйственного комплекса.
Как известно, в рыбацкой среде эту заботу окрестили «квотами под киль» — при их введении 20 % квот с каждого судна будет отдано на стимулирование компаний, которые занимаются строительством судов на российских вервях. При этом налоговую нагрузку с рыбаков не снимают, она автоматически увеличивается с 12 % до 17 %. С такими условиями согласны не все.
Поняли не все
Так, председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко уверен, что введение «квот под киль» приведёт к усугублению экономического положения уже работающего флота.
– В России сегодня в два раза больше флота по мощности добычи, нежели ресурсов. И если выделить часть квот и отдать тем, кто будет строить ещё неведомо какой пароход — мелкий, средний, большой, то оставшийся флот, который работает на половину мощности, усугубит своё экономическое положение, — предположил Сергей Васильевич. — Мы понимаем, о чём говорит президент, что нужно развивать высокотехнологичное производство, к коему относится судостроение. Мы в очередь за ним встанем. И кредиты будем брать, и найдём решения с государством в части поддержки, как, например, в части самолётостроения. В самолётостроении построили один самолёт — он занял определённую нишу. И в рыбе так можно сделать. Так нет — давайте мы квоты отделим, отдадим их неизвестно кому. Пароходов нет, а квоты уже отделяют.
Согласен с тем, что предложение ввести «квоты под киль» крайне непроработанное и известный камчатский капитан Евгений Кабанов.
– Подобные меры не решат проблему обновления флота. Вообще, отечественные судоверфи сегодня не способны построить судно, которое будет отвечать требованиям современной рыбалки, — говорит Евгений Николаевич. — Максимум, корпус для таких судов — уж железо-то найдём. А всё остальное — двигатель, насосы, системы навигации — пока не под силу. Несколько лет уйдет на их проектирование, ещё неизвестно сколько — на строительство. А квоты предлагают отделять уже в 2018 году. Где будут «крутиться» эти деньги — тоже неясно. И меня удивляет то, с каким рвением представители Росрыболовства взялись за проработку данного вопроса. Ведь очевидно, что когда у предприятия забирают 20 % квот с каждого судна, это стимулирует либо браконьерство, либо разорение небольших компаний. Думаю, рыболовецкое сообщество должно открыто реагировать на подобные вещи.
А позицию камчатского правительства накануне заседания в Москве президиума Госсовета высказал
врио заместителя председателя правительства края — министра рыбного хозяйства Владимир Галицын: «По мнению представителей рыбохозяйственного комплекса, новация, которую предлагается внести в ФЗ «О рыболовстве», приведёт к переделу в отрасли. Огромное количество эффективно работающих рыбопромышленных предприятий, имеющих собственную базу и собственный флот, могут лишиться ресурсов, а значит, перспектив дальнейшего существования».
Смотрите также: