Встать в строй!

Желающих служить стало больше... © / АиФ

На всех призывных пунктах России в эти дни можно наблюдать похожую картину: юноши храбрятся, их родители дают последние наставления, а девушки будущих защитников родины грустят, готовясь провести год в режиме ожидания…

   
   

«Год пролетит быстро, и молодые люди проведут его с пользой», — убеждён начальник отдела военного комиссариата Камчатского края Борис Ковбасюк. Товарищ полковник заверяет родителей, что после службы в армии их сыновьям будут открыты все дороги.

Дом за забором

Ульяна Бакуменко, kamchatka.aif.ru: Борис Анатольевич, как проходит весенний призыв, есть ли в этом году какие-то особенности призывной кампании?

Борис Ковбасюк: Весенний призыв в этом году стартовал 1 мая, и мы уже произвели три отправки ребят в учебные части. Остались ещё две. Главная особенность этого года заключается в том, что желающих служить несколько больше, чем мы планировали. По приказу мы должны призвать на воинскую службу 400 человек, а уже отправили 219 юношей, 19 из них — сверхпланово. Но все новобранцы будут размещены, для каждого найдётся и место, и занятия.

– Как проходит распределение по родам войск? Личное желание будущего солдата учитывается?

– Здесь всё зависит от потребности в личном составе в конкретной части. Больше 50 % камчатских призывников будут служить в подразделениях ВМФ, остальные — в артиллерийских, ракетных, радиотехнических частях. Если у новобранца за плечами есть профильное образование, которое в армии может пригодиться, — замечательно. Скорее всего, он будет отправлен в ту часть, где сможет свои знания применить.

– А за пределы края на службу много новобранцев уезжает?

   
   

– В этом году почти нет. Лишь 24 человека отправятся в Хабаровский окружной военный центр. Остальные остаются дома. Однако я не скажу, что это — однозначно хорошо. Безусловно, с одной стороны, у новобранцев снижается психологическая нагрузка, ребята смогут ходить домой в увольнительные, встречаться с родными. Но у солдат ежедневно будет существовать большой соблазн махнуть через забор после очередного звонка из дома, нарушив тем самым воинскую дисциплину и Устав. Это тоже своеобразная проверка на устойчивость для срочников. Посмотрим, как они с ней справятся. Кстати, пользуясь случаем, хочу развеять слухи о том, что новобранцев будут отправлять на Украину. Все эти разговоры — полнейшая ерунда, ни один солдат-срочник ни на какие боевые действия отправлен не будет.

– Расскажите о вариантах отсрочки от воинского призыва?

– Поймайте любого призывника на улице, он вам расскажет лучше меня. У них такие юридические тонкости от зубов отлетают. В армию не призываются юноши, у которых родители-инвалиды или родители преклонного возраста, в случае, если нет других совершеннолетних родственников, которые могут за ними ухаживать. Временная отсрочка есть и у молодых отцов, которые имеют двух и более малолетних детей, у аспирантов — на время защиты их научных работ. Ну и, конечно, у юношей, которые получают первое профессиональное образование, причем не обязательно высшее. Но я обращаю внимание — образование должно быть первым и на момент призыва юноша должен находиться в списках студентов. Если сегодня его отчислили, завтра мы его призовём, даже если послезавтра он хочет снова восстановиться.

Что касается учёбы на военных кафедрах, то сегодня в камчатских учебных заведениях их нет, но на западе страны уже запущен пилотный проект, по условиям которого студент учится чуть больше и проходит общевоинскую подготовку, а после получения диплома не идёт в армию. Думаю, в будущем подобная система заработает и на Камчатке.

Два врача — лучше

– Расскажите немного о медицинской комиссии. По-прежнему отбирают как в космос?

– Ну, конечно, не как в космос, но здоровье призывника врачи проверяют «вдоль и поперёк». Я твёрдо уверен, что лучше оставить на гражданке здорового, чем призвать в армию больного. Поэтому новобранцы проходят две врачебные комиссии — городскую и краевую.

Кстати, если раньше молодые люди выдумывали себе болезни, приносили липовые справки, чтобы не идти служить, то сегодня наоборот стараются скрыть проблемы со своим здоровьем. От многочисленных врачей этого особо не скроешь, конечно. Хотя до сих пор существуют и такие ребята, которые каждый год перед началом призывной кампании внезапно начинают болеть. Вот передо мной лежит доклад моего подчинённого, он сообщает о 26-летнем юноше, который всё бегает и бегает от нас… Теперь снова в больнице лежит, наверное, своего 27-летия ждёт как чуда.

Новобранец может быть «годен», «ограниченно годен» и «не годен». Такая градация хороша тем, что даже если у призывника есть небольшие проблемы со зрением, то путь в армию ему не закрыт. В снайперы, конечно, мы его не возьмём, но в связисты, например, идти может. Кстати, хочу отметить, что здоровье призывников с каждым годом становится всё лучше и лучше. Сейчас мы призываем на службу юношей, которые родились в конце девяностых, тогда уже и врачам зарплаты начали платить, и у родителей какие-то деньги появились — они могли грамотно обследовать и лечить своих детей… Мне такая тенденция нравится.

– А если родители не согласны с решением врачебной воинской комиссии, куда можно обращаться?

– Сначала нужно написать жалобу на моё имя, в ней сообщить о действиях или бездействиях моих подчинённых. Будет проведена служебная проверка. Такие жалобы поступают, но 99 % из них всё-таки безосновательны. Мы хорошо знаем свою работу, и досадных ошибок почти не бывает.

Не убегут

– Контракт после «срочки» многие подписывают?

– Около 40 % солдат остаются в армии после окончания срочной службы. И я их понимаю. Армия сегодня существенно отличается от той, в которой я начинал служить в своё время. Практически всё время теперь отдано боевой и физической подготовке, мы избавляемся от пережитков прошлого, когда солдаты бесцельно слонялись по части. Они пришли служить не за этим. Питание — отменное, почти во всех частях уже введён принцип «шведского стола», совсем недавно я вместе с солдатами обедал мясом по-французски, подобные изыски теперь можно часто встретить в армейском меню. Добавьте сюда все социальные гарантии, неплохую зарплату, бесплатный проезд, возможность купить квартиру по военной ипотеке, по условиям которой Министерство обороны гасит долг перед банком, пока контрактник несёт службу… По-моему, отличная перспектива.

– Но всё-таки «зайцы», которые сломя голову бегают от сотрудников военкомата, есть и сегодня. Какая их ждёт жизнь без военного билета?

– Непростая. И мои предположения обоснованны. Иногда ко мне приходят эти «зайцы» и просят призвать их в армию. Всё потому, что сегодня сложно устроиться на достойную работу, если ты откосил. Я уже не говорю о поступлении на государственную службу, без «военника» это сделать просто невозможно. А молодёжь у нас амбициозная, хочется и хорошие должности занимать, и по карьерной лестнице продвигаться, поэтому в армию стараются попасть. А бегающие… Бегающих всё равно догоним.

Смотрите также: