Тайны Бечевинки. Как была открыта гавань, ставшая секретной

Брошенные дома Финвала. © / Александр Крышталь / АиФ

Привлекает гостей полуострова многое: нетронутость дикой природы, потрясающая история Камчатки, быт и культура народов Севера. Кто-то удовлетворяется привычным туристическим маршрутом, а кто-то, более подкованный знаниями, хочет больше узнать о тех географических объектах, которые долгое время находились под завесой тайны.

   
   

Одним из таких мест является Бечевинская бухта, которая врезается косой в Шипунский полуостров неподалёку от Петропавловска.

Бечевинская бухта на карте. Фото: АиФ

«До указу сената»

…В середине XVIII века богатый иркутский купец Иван Бечевин организовал несколько промысловых экспедиций на новооткрытые в ту пору тихоокеанские острова «в восточную сторону от Авачинской губы» (т. е. к востоку от Камчатки — Авт.) и обратился к правительству с просьбой одобрить данное предприятие. Его поддержал сибирский губернатор Фёдор Соймонов. В январе 1758 г. он даёт Бечевину разрешение на отправку в плавание двух судов, снабдив его специально созданной «запретной» картой с «линией», где были записаны условия ограничений «до которых мест повелено иркутскому купцу Бечевину ходить» и «означено граничною линиею... восточнее которой до указу Сената ходить запрещено».

Такие карты и указания составлялись для частных судов с целью «избежать гибели вследствие незнания мест» и иметь представление о том, как строить взаимоотношения с жителями островов. Купец решил одно судно направить на север к Анадырскому заливу, а оттуда, по возможности, «вокруг Чукотских мысов до рек, впадающих в Ледовитый океан», другое — к Алеутским островам. На постройку судов Бечевин денег не пожалел: одно из них — бот «Святой архистратиг Гавриил» — имело в длину одиннадцать саженей по килю (23,76 м — Авт.). Таких больших судов ещё не было на Восточном море, а по ходовым качествам бот заметно превосходил корабли, ходивших в то время по тихоокеанским просторам.

Однако начавшееся в 1759 г. следствие против Ивана Бечевина лишило его возможности осуществить намеченный план. И об этом стоит рассказать подробно.

Богатство купца

Возглавлял следствие коллежский асессор из Петербурга Крылов, посланный в Иркутск обер-прокурором Сената Глебовым со специальным заданием — заставить местных купцов отказаться в пользу Глебова от винного откупа. Период крыловского самодурства упоминается всеми историками XVIII века. И не случайно. В Иркутске были арестованы 74 купца. Все они вместе с членами своих семей подверглись страшнейшим пыткам. В 1759 г. был арестован и купец Бечевин. Иркутские историки-краеведы предполагают, и не без оснований, что своё состояние он заработал, прежде всего, на добыче и торговле пушниной, а к винным откупам был причислен уже после смерти. Крылов прельстился богатством купца и желанием заработать, поэтому искал причину ареста почти в течение целого года, а не арестовал Бечевина сразу вместе с другими подозреваемыми. Иван Степанович, несмотря на пытки — он был закован в цепи и сечён плетьми, — отвергал все возводимые на него обвинения. Но, будучи поднятым на дыбу и почувствовав приближение смерти, обещал заплатить Крылову откупную в 15 тыс. руб. После чего был освобождён. Но под давлением следствия размер откупной был увеличен до 30 тыс. руб.

Асессор Крылов, встряхивая Ивана Бечевина на дыбе и вымогая от него признания об утайке денег по винному откупу, дознал и о том, что купец вложил средства в постройку корабля «Гавриил» для похода в Америку. После чего судно отобрали в казну.

   
   
Сейчас в Бечевинке остались лишь никому ненужные суда. Фото: АиФ/ Александр Крышталь

После смерти

Пытки подорвали здоровье Ивана Степановича и явились причиной его смерти в декабре 1759 г. Но он успел полностью снарядить экспедицию и отдать приказ об её отправке.

Камчатская администрация отправила на Алеутские острова в 1760 г. лишь бот «Св. Гавриил» под командой морехода Гавриила Пушкарёва, ходившего ещё с Витусом Берингом на «Св. Петре» и пережившим трагическую зимовку на острове Беринга. Бот вышел 31 июля из Большерецка, миновал Второй Курильский пролив и 25 сентября прибыл «для зимовки и промыслу зверей» к острову Атка. Здесь произошла его встреча с судном компании тульского купца Семёна Красильникова «Св. Владимир». Команды провели зимовку и промышляли сообща. «Через зимовку, — писал в своём рапорте Гавриил Пушкарёв, — по недаче более тамошними народами промысла и за опасностию от них отправились они с оного Атхи острова на второй по званию Аляска майя 26-числа». Судно Красильникова осталось продолжать промысел.

Во время пребывания у берегов полуострова Аляска, который был принят за остров, Пушкарёв и его команда восстановили против себя местных жителей. Опасаясь вполне заслуженного возмездия с их стороны по причине пленения им 20 девушек-алеуток, мореход с наступлением лета ушёл к острову Умнак, где продолжал жестоко обращаться с алеутами. Поиски новых земель не дали результатов и Пушкарёв решил возвратиться на Камчатку.

Бечевинка смотрит вслед путешественникам пустыми глазницами окон заброшенных домов. Фото: АиФ/ Александр Крышталь

25 сентября 1762 г. бот бурей занесло в небольшую гавань на камчатском побережье, которую и назвали впоследствии Бечевинской. Однако это не первое её название. По возвращении из плавания в Охотск Пушкарёв доставил чертёж и сообщил первые гидрографические сведения об открытой бухте Тимофею Шмалёву — администратору и исследователю края, который через несколько лет даёт бухте название «Св. архистратига Гавриила», тем самым отдав приоритет её открытия Пушкарёву. В пояснении к карте Камчатки, составленной в 1764-1765 годах, Шмалёв подчёркивает, что название бухте дано в честь зимовки в ней «судна «Св. Гавриил», бывшего компании иркутского купца Ивана Бечевина». Но название, данное бухте Тимофеем Шмалёвым, не прижилось. Уже в конце XVIII века мореходы начинают именовать её по фамилии владельца судна «Св. Гавриил» и организатора экспедиции Ивана Бечевина…

Финвал

Много исследователей побывали затем в этой бухте. В 1791 году морскую съёмку здесь осуществил известный русский мореплаватель и гидрограф Гавриил Сарычев. В 1830 году этот район был описан с байдары капитаном корпуса флотских штурманов Петром Ильиным. В 1900 году бухту обследовал владивостокский шкипер Фридольф Гек, командовавший в то время шхуной «Сторож». Он составил план южной части бухты, который был в следующем году уточнён и дополнен мичманом Вернером Драхенфельсом, офицером военного транспорта «Якут», проводившего гидрографические работы у восточного побережья Камчатки.

Когда-то здесь кипела жизнь. Фото: АиФ/ Александр Крышталь

А в середине XX века на бухту обратили внимание военные. В начале 60-х это укромное место было выбрано для временного маневренного базирования советских подводных лодок. На берегах Бечевинской началось строительство — здесь появилась мощная инфраструктура, включающая в себя причалы, дороги, вертолётные площадки и многочисленные строения для размещения военных подразделений. Появился и посёлок, впоследствии получивший название Финвал. Он был полностью изолирован от внешнего мира. Единственным средством сообщения, доставки товаров, продуктов и почты служило судно «Авача». Вход в Бечевинку тщательно охранялся с одной стороны артиллеристами, а с другой — зенитчиками и ракетчиками. Строгий режим секретности не позволял открыто использовать географическое название бухты, поэтому и было придумано название Финвал. Даже в официальных документах и переписке данное место именовалось строго по почтовому индексу «Петропавловск-Камчатский-54».

После распада СССР жизнь в посёлке ухудшилась — новой России было непосильно содержать проекты подобного рода. Многие моряки попали под сокращение. В 1996 г. имущество базы перевезли на новое место.

Красоты заброшенного города. Фото: АиФ/ Александр Крышталь

…В настоящее время на берегах бухты иногда появляются любопытные путешественники, которые затем возвращаются в обжитые места. А Бечевинка смотрит им вслед пустыми глазницами окон заброшенных домов и ждёт, когда же она вновь понадобится людям.

Мнение

Василий Полукаров, депутат Законодательного собрания Камчатского края:

– История Камчатки богата и интересна. Она имеет множество увлекательных эпизодов, о которых мы порой не имеем должного представления. Самый дальневосточный регион нашей страны, являясь неотъемлемой её частью, в своём развитии отразил все этапы становления великого государства. Являясь и форпостом, и надёжным тылом, и территорией для научных исследований и промышленных инноваций, Камчатка всегда привлекала людей, которым не чужды романтика и героизм. Кто-то из них — в памяти современников, а кто-то — незаслуженно забыт. Потеря информации всегда приводит к потере народной памяти, а следствие этого — нарушение связи поколений. Думаю, что при возможностях современного информирования эту проблему можно решить. Изучайте историю Камчатки, друзья, и пусть это увлекательное путешествие даст возможность вам оценить её по праву!

Ирина Кисличенко, заведующая петропавловской библиотекой № 5

Автор выражает благодарность иркутским краеведам за помощь в сборе информации. В статье использованы материалы сайтов: www.кamchatka-history.ru; www.snariad.ru.

 

Смотрите также: