В России часто так: новых идей хватает, а воплотить их в жизнь – проблема. В том числе и потому, что не хватает у российских кулибиных деловой жилки. Вот и у вилючинского изобретателя, признанного на всех уровнях, вплоть до Москвы, этой коммерческой хватки нет. А запатентуй он свои ноу-хау вовремя да найдись рядом грамотный менеджер – был бы сейчас небедным человеком.
Патентов на свои изобретения он не имеет – заняться некому. Правда, Евгений Сергеевич занесён в почётную книгу «Лучшие люди России», награждён четырьмя крестами и орденом «Почёт и слава».
Я – изобретатель
В его роду были церковнослужители. Один из предков, Владимир Павлович Ляховский, получил даже царскую грамоту за просвещение детей бедноты в Самарской губернии, где был священником. И любознательность у Евгения Сергеевича, как он уверен, в крови – передалась по наследству.
– В семье у нас было пятеро детей. Отца в 38-м забрали по доносу и расстреляли. В 1954-м прислали бумагу о реабилитации...
…После школы Женя пошёл в железнодорожное училище. Вскоре его отобрали в группу мастеров, где он учился на кузнеца. И так успешно, что окончил училище с пятым разрядом, который не каждый кузнец имел на производстве.
Тяга к учёбе была у него всегда. И к изобретательству – тоже. Уже через год Евгений поступил в техникум. И там его конструктивные мысли нашли конкретный выход: он сделал своими руками авиамодельный двигатель внутреннего сгорания и аэросани. На испытание толпа собралась, как на митинг. А вскоре Женя стал разъезжать на аэросанях по своим надобностям.
Будучи ещё студентом, Ляховский стал заведующим отделом производственного обучения. Так высоко оценило руководство его мастеровитость и смекалку.
Путь к коммунизму
На Дальний Восток он попал в 1960 году в силу природного любопытства и здорового авантюризма. Попалась на глаза газета со статьёй о том, что на краю света остро не хватает специалистов.
Ляховскому сразу предложили стать преподавателем в сельскохозяйственном училище. Но он предпочёл производство: «Скучно, когда нечего изобретать!».
Замелькали должности и годы: в 1965-м – прораб Приморского краевого объединения «Сельхозтехника», с 1966-го – главный механик УНР-860, позже – главный инженер. Притом, что у Ляховского не было высшего образования.
Что характерно: где бы ни работал Евгений Ляховский, его организация обязательно вскоре выходила в передовые. В 1971-м его назначили главным инженером колхоза «Путь к коммунизму». И, наверное, если бы ему дали волю, этот путь он и в самом деле выстелил бы. Судите сами – на току он механизировал и смонтировал всё так, что производительность выросла в 10 раз! И то, что раньше делали около 200 рабочих, стало под силу 5-6 колхозникам.
А в 1980-м Ляховского пригласили старшим инженером на биостанцию «Радуга» в Камчатскую область. Так он попал на полуостров, вскоре ставший ему родным.
Здесь Евгений Сергеевич успел поработать старшим инженером Паратунского экспериментального сектора в ТИНРО и в Тихоокеанском филиале акустического института им. академика Андреева. Здесь путь от простого слесаря до начальника электромеханического отдела он прошёл за год. И, конечно, изобретал. Например, собственную систему автономного тепловодоэлектроснабжения. Её суть в том, что тепло, вырабатываемое дизелями теплоэлектростанций, обычно выбрасывается в атмосферу с помощью специальных приспособлений – градирен, служащих для охлаждения двигателей. В системе Ляховского это тепло используется для нагрева холодной воды, обеспечивая надёжный и практически бесплатный источник тепловой энергии: за электричество-то уже заплачено!
Задумал Евгений Сергеевич внедрить эту систему в Усть-Камчатске – там можно было от дизелей электростанций весь посёлок отапливать.
- Промурыжили меня год! Директор – за, а главный инженер – против. Так и не нашли общего языка. А меня, чтобы глаза не мозолил, отправили в творческую командировку. Главное – квартиру дали, зарплату хорошую, а внедрять идею в практику – нет!
Это тепло – сбросовое – и сейчас уходит в небо на камчатских ТЭЦ. И это – преступление, считает Ляховский.
Свою систему теплоснабжения он установил в Акустическом институте (ныне – Камчатский гидрофизический институт). Принцип был несложен: выхлопную трубу от электродвигателя пропустили через воду, сделав таким образом теплообменник. И весь институт стал отапливаться бесплатно: все вложенные средства окупились уже через год! Но система требовала балансировки и контроля. Когда Ляховский оставил должность в институте – система тоже вышла из строя…
В Америку – хоть сейчас
Когда Евгений Сергеевич придумал бесшатунный двигатель, КПД которого намного превышает обычный, серьёзность задачи заставила его подать заявку в Московский научно-исследовательский институт патентной экспертизы (ВНИКПЭ).
Маленький агрегат размером с двигатель мотоцикла «Урал» развивал большую мощность – до 300 «лошадей», при отсутствии вибрации и высоком КПД – до 85 %!
- Знаете, как это сложно – все необходимые документы собрать? Изобрести легче, чем правильно бумаги оформить. Когда я объяснил специалистам института конструкцию двигателя, мне посоветовали от него отказаться, а запатентовать отдельные узлы и детали – там нашли два десятка изобретений. Я не согласился. На контрольном совете, куда меня вызвали, ознакомившись с предоставленными чертежами и расчётами, мне сказали: «Заявку вашу хоть сейчас можно и в Америку, и в Японию запатентовать. Будете платить?».
И тут Ляховского подвёл бескомпромиссный характер. Он подумал, что ему предлагают дать взятку.
- Я нагрубил – и всё. Разговор кончился. Уже потом, вернувшись из Москвы на Камчатку, узнал, что платить за оформление патента необходимо – это стандартная процедура… Но поезд уже ушёл. Да я и сам бы этот двигатель сделал!
А ведь на основе двигателя Ляховского возможно создание идеального вездехода из любого автомобиля, все колёса которого ведущие. И принципиально новые модели вертолётов и морских судов – дело недалёкого будущего.
Но сейчас и сборка двигателя, и вся эта бумажная волокита Евгению Сергеевичу не под силу – годы уже не те. Кто бы взял на себя эти хлопоты? Старший сын погиб, младшему, Юрию, тоже некогда, хотя и у него, по выражению отца, руки откуда надо выросли.
…А у себя дома изобретатель внедрил ещё одну инновацию. За 4-комнатную квартиру Евгений Сергеевич платит почти как за однокомнатную, потому что батареи… давно отрезал. С разрешения мэра города.
- Я два года ходил к Маркману, убеждая его попробовать моё устройство в любой квартире. Но у него был главный аргумент: «Не разрешу экспериментировать на людях!». Я поймал его на слове, предложив эксперимент на себе. Тогда мэр дал добро: «Сам приду посмотреть и специалистам покажу». Но так никто и не пришёл до сих пор.
Домашний обогреватель, потребляющий от 150 до 500 ватт электроэнергии, так и прописался в квартире Ляховского. А мозг изобретателя, несмотря на девятый десяток лет, продолжает активно работать.
ДОСЬЕ
Евгений Сергеевич ЛЯХОВСКИЙ родился 10 марта 1929 года в г. Челкари Казахской ССР. Окончил железнодорожное училище, техникум механизации сельского хозяйства в Оренбургской области, имеет диплом техника-механика с отличием. Награждён медалями, в том числе «Всё для фронта, всё для победы», орденом «Почёт и слава» и четырьмя крестами в номинации «Лучшие люди России». Вдовец. Семеро внуков, двое правнуков.
Смотрите также:
- «Оливье в Штатах не оценили». Камчатский гид — о жизни в Америке и Японии →
- Журналистом можешь ты не стать, но человеком быть обязан! →
- Две Галины. Две счастливые судьбы →